Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

 

Игорь Сухин,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории методологии сравнительного образования, Институт теории и истории педагогики Российской академии образования

 

Шахматы как инвариантная учебная дисциплина

("64 – Шахматное обозрение", 2010, №3, с. 58-59)

 

Статьей Юрия Разуваева и автора этих строк "Шахматы и система образования: лед тронулся" (№4/2009) был инициирован разговор о роли и месте шахмат в современной школе. Тема получила свое развитие сюжетом "Школьная дилемма" (№10/2009).

Ответ на вопросы, поставленные в данных публикациях, дала международная научно-практическая конференция "Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования" (РГСУ, 31 января – 1 февраля 2010). В оргкомитет конференции поступили тезисы докладов из Греции, Израиля, Польши, США, Украины, Франции, Эстонии и регионов РФ.

Вот две проблемные линии конференции:

1) общая ситуация с всеобучем в различных странах мира и в регионах РФ;

2) конкретный опыт преподавания шахмат в детских садах и в школах.

Участникам конференции были зачитаны Приветствия ректора РГСУ В.И.Жукова и Главы Республики Калмыкия и Президента ФИДЕ К.Н.Илюмжинова.

Заведующий кафедрой шахмат РГСУ А.Н.Костьев рассказал об успешном начинании – издании материалов конференций по всеобучу, состоявшихся в университете, и выходе в свет сборника "Проект "Шахматы в РГСУ". Том 1. Материалы Международной научно-практической конференции "Шахматы в системе образования России и мира" (2009).

Лейтмотивом конференции стала статья заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ М.Е.Николаева "Шахматное образование в России". Ключевые фрагменты этой фундаментальной работы озвучил доктор социологических наук, руководитель секретариата заместителя Председателя Совета Федерации РФ А.А.Щегорцов: "Чем больше распространены в стране шахматы, тем больше креативно мыслящих людей, способных принимать ответственные и логичные решения, готовых бороться для претворения их в жизнь… Бесконечные обсуждения и многочисленные разговоры о пользе очевидных вещей – одна их наших национальных особенностей. Вместо того чтобы использовать свои преимущества в шахматах и накопленный в ХХ веке опыт их преподавания, мы ведем очередную бесконечную, пустую и бесполезную дискуссию… Шахматы внедряются в отечественную систему образования, но очень медленно. Ускорить этот процесс можно лишь при условии преподавания предмета “Шахматы” в общеобразовательных школах в основной сетке занятий, в первой половине дня (как предмета по выбору учащихся)… На первый взгляд самый простой выход – привлечь к преподаванию в школах спортсменов-шахматистов, имеющих высокие разряды и звания. Но если так поступим, то мы сразу же погубим на корню замысел шахматного всеобуча… Необходимо дать шахматное образование учителям… Преподавание шахмат требует создания нового научного направления – шахматной педагогики".

В русле этого выступления лежало большинство докладов, прозвучавших на конференции. Выступления Т.И.Партыс (Томск) и Г.В.Ковалевой (Ханты-Мансийск) охватывали широкий спектр аспектов всеобуча. Конек Ханты-Мансийского автономного округа – применение информационных технологий. Сильная сторона Томской области – тщательная ресурсная подготовка к всеобучу и широкий охват школ. Томичи привезли на конференцию только что изданный содержательный сборник "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции".

А.А.Тимофеев (Москва) в своем выступлении прокомментировал отрицательные мнения о всеобуче, прозвучавшие в статье "Школьная дилемма", и подверг их конструктивной критике.

Доклад заместителя директора школы №758 Э.Э.Уманской (Москва) касался особенностей проведения урока шахмат для конкурса "Учитель года", а также качества работы преподавателей шахмат в начальной школе. Кандидат педагогических наук И.В.Михайлова выступила с концепцией "Формирование научной школы кафедры педагогики и организации шахматной работы РГСУ". С важными сообщениями выступили А.С.Абушинов (Элиста), Т.К.Фесенко (Обнинск), Л.В.Титова (Сатка), В.Ю.Полецкий (Украина), С.П.Абрамов, И.В.Глек, В.И.Мечитов и М.В.Фоминых (Москва).

Конференция подтвердила: без опоры на науку всеобуч бесперспективен. Напомню, в 1993 году Министерство образования (МО) РФ выступило с идеей создания федерального курса "Шахматы – школе". В рамках научной программы "Российская школа", направление II Государственной научно-технической программы "Развитие образования в России" (проект "Шахматы детям", шифр 1.1.2, №62) МО РФ доверило мне разработать учебно-методический комплект (УМК) "Шахматы, первый год". С 1994 года в России, раньше чем в других странах, шахматы стали обязательным предметом по выбору учащихся – в основной сетке занятий. УМК первого года обучения получил гриф "Рекомендовано МО РФ", а в дальнейшем были написаны и получили рекомендацию УМК последующих лет.

Именно редакция "64" дала мне путевку в жизнь, опубликовав много лет назад серию статей ("Первые шаги" №15/1988; "Дорожки и лабиринты для детей" №12/1989; "Где прячется шах?" №1/1990), ставших прообразом курса "Шахматы – школе".

Известно, что каждый школьный курс должен: 1) быть научно обоснован, 2) иметь четкое целеполагание, 3) содержать образовательные программы, учебники, пособия для учителей, рабочие тетради, 4) ориентироваться на определенный контингент преподавателей. Курс "Шахматы – школе" базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и трудах Я.А.Пономарева о стадиях развития способности действовать "в уме" (СДУ). Курс предназначен для развития СДУ, преподавать его призваны учителя начальных классов. В курс входят УМК трех лет обучения: "Шахматы, первый год", "Шахматы, второй год" и "Шахматы, третий год". За годы практики обучения в Томской, Псковской областях и других регионах РФ, где используется данный курс, в департаменты образования не поступило ни одного отрицательного отзыва.

В своем докладе "Шахматы как инновационный учебный предмет в контексте наднационального образования" автор этих строк не прошел мимо вопросов, обращенных ко мне в сюжете "Школьная дилемма". В нем А.Р.Кентлер высказал предположение, что мне предложили написать этот курс потому, что я являюсь сотрудником МО РФ. Это не так. Ни в 1993 году, ни сейчас я не имею отношения к этой структуре (в 1993 году я работал в электронной промышленности). А.Р.Кентлер предлагает вести уроки шахмат в школах не более года и даже, цитирую: "Правильнее… одной четверти или максимум – полугодия". Отвечаю. Это вопрос целеполагания. Цель курса "Шахматы – школе" – развитие СДУ, а это, как установлено Я.А.Пономаревым, – длительный процесс.

А.Р.Кентлер считает, что этот курс, – медленный, не учитывая, что он написан для учителей начальных классов и следовало дать такой материал, который в состоянии усвоить и преподавать эти педагоги. На конференции "Шахматы в системе образования России и мира" (РГСУ 2009) выдающийся тренер Ю.С.Разуваев сказал жестко и справедливо: "Просто научить учеников в школе играть в шахматы – это ерунда, а не задача. Пока же на уроках детей всего лишь учат играть в шахматы, а потом перенаправляют в кружки. Это неправильно. Мы должны достигать значимых для системы образования целей, а это, прежде всего, – развитие СДУ".

В школе нет учебного предмета, который ориентирован на развитие данной базовой способности. К идее развития с помощью шахмат СДУ методолог-классик Н.Г.Алексеев, Ю.С.Разуваев и я пришли в 1980-е годы независимо друг от друга, что, полагаю, подтверждает правильность выбранной научной линии. Вот важная ссылка по этой тематике: Ю.С.Разуваев "Действие в уме – основа основ" ("64", №9/2000).

Иногда курс "Шахматы – школе" используют и в ДЮСШ. Вот фрагменты доклада директора СДЮСШОР А.Ю.Потапова (Салехард): "Одной из наиболее существенных проблем спортивных школ по шахматам является низкая сохранность контингента на этапе начальной подготовки. Вторая квалификационная категория по должности "тренер-преподаватель" присваивается при сохранении в течение трех лет на этапе начальной подготовки 70% занимающихся... Проблему сохранности контингента групп начальной подготовки мы пробовали решать различными методами – применяли и кнут, и пряник, но ощутимых результатов эти меры не приносили. Выход нашелся неожиданно – школой было закуплено несколько образцов УМК И.Г.Сухина. Конечно, я и раньше изучал этот УМК…, но считал, что программа подходит для шахматного всеобуча, а вот для спортивной школы слишком затянута. И все-таки мы решили попробовать. Результаты годовой работы просто ошеломили! Сохранность контингента групп начальной подготовки первого года обучения составила 98%! Отмечу также, что у этих детей практически отсутствуют пробелы в элементарных шахматных навыках и понятиях, а вот у их сверстников, занимавшихся по программе спортивных школ, такие пробелы не редкость".

Дальнейшее продвижение шахмат в системе образования должно опираться на возможности Интернета. Эталонными являются сайт Шахматной федерации США, где приведены ссылки на результаты важных психолого-педагогических исследований и сайт председателя комитета ФИДЕ "Шахматы в школе" Ю.Бланко (Венесуэла). В материалах доклада М.Мельца (США) было отмечено, что Сайт шахматного всеобуча (Россия) – лучший на сегодня русскоязычный сайт по детской шахматной педагогике, и учителя из других стран могут только мечтать о подобном источнике информации.

В принятой резолюции конференции отмечено, что "шахматы вправе стать инвариантной школьной и дошкольной учебной дисциплиной".

 

На главную страницу

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/64-2010-03.htm

© 2010 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz