Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

Цели и задачи сайта, важнейшие цитаты

Цели и задачи сайта

Россия – издавна лидер в вопросах методики обучения детей основам шахматной игры. Не случайно именно в России впервые в мире был разработан и одобрен Министерством образования учебно-методический комплект для начальной школы (“Шахматы – школе”) и написаны шахматные пособия и учебники для самых маленьких детей (с 2-летнего возраста).

Существуют две основные цели обучения детей шахматным азам:

1) Спортивная – воспитание будущего чемпиона.

2) Общеразвивающая – подготовка ребёнка к школе, воспитание будущего хорошиста и отличника.

В настоящее время на страницах шахматной печати, на заседаниях шахматных федераций различных стран мира почти 100% внимания уделяется первому направлению. Вместе с тем все отмечают, что настоятельно необходимо поддерживать общеразвивающее направление. Поэтому основная часть публикуемых материалов будет посвящена реализации второй цели. Свою основную задачу мы формулируем так: Как с помощью целенаправленного обучения детей основам древней игры добиться того, чтобы в школе ребёнок учился с удовольствием, на 4 и 5, выполнял домашние задания быстро и без помощи родителей?

Наш сайт предназначен, прежде всего, для родителей, воспитателей детских садов, школьных учителей, руководителей шахматных кружков. Итак, шахматы в детском саду, в семье, в школе. В наших планах рассказывать о положительном и отрицательном опыте проведения шахматных занятий в школах и детских садах.

 

Шахматы и раннее развитие, шахматы и развитие детей от 3 до 7 лет

Название сайта "Шахматы для детей от 0 до …" кого-то может удивить – чему можно научить в 0 лет? И в самом деле, название не совсем точно. Вернее было бы … "Шахматы от минус 9 месяцев до …". Но об этом читайте в рубрике "Шахматы и раннее развитие". Пока же отметим следующее. За последние годы в России появилось новое поколение родителей, широко использующих возможности Интернет и проявляющих огромный интерес к методикам раннего развития. Наш сайт, в первую очередь, для них. В эпоху существования СССР практически невозможно было купить развивающие пособия. Сейчас же в книгоиздании другая беда – познавательно-развлекательных книг множество, с отличными иллюстрациями, но развивающий эффект 95% подобных пособий оставляет желать лучшего. Родители, не имеющие представления об Интернете, обычно ориентируются именно на качество рисунков и покупают "не то". А вот Интернет-поколение молодых мам и пап, к счастью, ошибок не совершает. В частности, просмотр материалов таких популярных сайтов как http://www.7ya.ru и http://nanya.ru показал, что участники форумов и конференций безошибочно выявили лучшие методики обучения детей шахматам и лучшие учебники. Итак, новое поколение выбирает шахматы.

 

Шахматы и начальная школа

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал: "Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы". Идеи великого педагога были реализованы в 90-х гг. прошлого века, когда благодаря инициативе Министерства образования России в нашей стране появился новый факультативный курс "Шахматы – школе" (в сетке занятий). Ключевая позиция курса – Программа "Шахматы, первый год". При этом в нормативных материалах подчёркивается, что наибольшую пользу для развития ребёнка приносит не сама по себе шахматная игра, а целенаправленный процесс обучения её основам, опирающийся на самые последние достижения в области психологии и педагогики. Итак, шахматы, как предмет, уже вошли в жизнь многих начальных школ, однако методических материалов для учителей шахмат почти нет. Мы постараемся восполнить и этот пробел.

 

Цитаты:

"Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы". В.А.Сухомлинский.

"Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд". В.В.Путин.

"Шахматы могут непосредственно влиять на интеллектуальное развитие личности в ХХI веке, подготавливая подрастающее поколение к успешной жизнедеятельности в различных социально-бытовых и производственных сферах нашего общества". К.Н.Илюмжинов.

"Шахматы – это как бы самим Богом созданный материал или модель для развития способности действовать в уме". Н.Г.Алексеев.

"Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики". Г.Клаус.

"Я считаю, что шахматы следовало бы включить в школьные программы во всех странах". Х.-Р.Капабланка.

"Я хотел и хочу, чтобы шахматы стали частью регулярного школьного образования". Г.К.Каспаров.

"Моя суперидея состоит в том, чтобы вернуть шахматам былую популярность, причём добиться введения шахмат в школьную программу. Если наша мечта осуществится, и в каждой школе шахматы станут обязательным предметом, это будет не меньшим завоеванием, чем шахматная корона". А.Е.Карпов.

"Мы провели эксперимент в контролируемых условиях. Выбрали школы, находящиеся рядом. Состав учащихся, социальная среда, уровень экономического развития района - всё было одинаковым. В одной из школ шахматы стали преподавать наряду с другими предметами. И результаты оказались просто поразительными: средний уровень развития учеников школы, где шахматы преподавались, значительно возрос, повысилась их успеваемость по другим предметам, заметно улучшилась дисциплина". Р.Тудела, вице-президент ФИДЕ.

"Шахматы - логическая задача с большим количеством возможностей". М.М.Ботвинник.

"Решение задач есть основной вид деятельности, в процессе которого происходит формирование и развитие, а также и проявление уже сформированных свойств и качеств мышления". Профессор И.С.Якиманская.

"Это не предмет, даже не спорт, это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс. Если вводить шахматную игру в первом классе, вы скоро увидите, что дети ее осваивают не только для того, чтобы потом стать чемпионами, а тренируют волю, вырабатывают умение видеть чуть дальше, умение сдерживаться, умение планировать, а эти качества будут нужны во всех сферах познания. Плюс ко всему, это прекрасная форма отдыха, развлечения. Чем постоянно развлекать их чем-то другим, лучше они сядут рядом с другом и поиграют в шахматы или будут следить за шахматной игрой других. Это очень познавательная сфера жизни. Если мы поощряем эту сферу деятельности в школьной жизни, я это очень приветствую. Я рекомендую моему коллеге, чтобы он упорно продвигал это прекрасное дело”. Почётный академик РАО, руководитель Международного Центра гуманной педагогики: Ш.А.Амонашвили.

 

 

 

 

 

 

Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

Шахматный курс в начальной школе: история становления

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/1tzit.htm

© 2005-2018 Сухин И.Г.