Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

А.М.Лигаева,

руководитель Виртуального шахматного клуба “Белый слон” (Красноярск)

“ЗАМЕТКИ О ШАХМАТАХ И ШАХМАТНОМ ВСЕОБУЧЕ”

 

Я – руководитель Виртуального шахматного клуба “Белый слон” – http://vk.kspu.ru/course/view.php?id=35.

По этой ссылке можно прогуляться по моему сайту. Он понравится даже далеким от шахмат посетителям: там есть и прекрасная музыка, и для релаксации – мир животных, пейзажи, радующие глаз. Выскажите мне пожелания и замечания...

На моем сайте есть методический уголок, в котором много материалов по шахматному всеобучу – http://vk.kspu.ru/course/view.php?id=35&topic=0#section-2.

Я приглашаю всех в свой клуб, есть чаты, форум, вопросы руководителю клуба – http://vk.kspu.ru/mod/forum/view.php?id=1303.

Регистрируйтесь и давайте работать над этой важнейшей проблемой. Все мои координаты на сайте открыты для зарегистрированных пользователей. Ваши ребята могут выкладывать фото на сайте, общаться, участвовать в конкурсах.

 

– *** –

 

Первоклассникам просто не могут не нравиться уроки-сказки, красочные, эмоциональные. Продвижение по пути освоения шахмат проходит в щадящем режиме. Как учитель математики, понимаю, что методика вещь непростая, сложно сделать все уроки увлекательными, информационными.

Но вот в шахматах это возможно. Игорь Георгиевич Сухин такую систему создал, где огромный набор увлекательнейших лабиринтов, ловушек для фигур. Даже нельзя назвать это уроком, это скорее представление, где все актеры. Причем каждый урок так разработан мэтром для трех лет обучения.

Великий педагог Константин Ушинский сказал: “Умение учителя занять в свой урок всех учеников есть критерий учительского достоинства”. Так вот Игорь Георгиевич создал такой УМК, благодаря которому, каждый, даже начинающий педагог, может почувствовать себя настоящим Учителем.

 

– *** –

 

У меня есть учебники: А.Карпова и А.Шингирея, С.Б. Позина. Они мне нравятся, но это не учебники для всех. Педагогу придется часто упрощать ситуацию, учебники слишком академичны, подбирать дополнительные упражнения.

Как педагог с большим педагогическим стажем, я оценила глубокую продуманность и неторопливость изложения материала в комплекте И.Г.Сухина.

Каждая фигура рассматривается со всех позиций: как ходит, производит взятие, взаимодействует с другими фигурами.

И все это в дидактических играх: напасть на фигуру противника, защитить свою, произвести двойной удар, “ограничить подвижность”, через лабиринт пробраться к “заветному” месту и т.д. Задания все красочные, привлекательные для детей.

Пособия для учителя конструктивны: рекомендации, ответы. Большая находка для любого педагога: множество дидактических заданий, подобранных с нарастающей сложностью.

Нравится ребятам работать в рабочих тетрадях.

Есть тетрадь для проверочных работ по каждому году обучения.

Особенно мне нравятся “Задачи для мальчиков и девочек” на мат в один ход, на мат в два хода, готовят детей к игре и к записи партий. “1500 малофигурных позиций на мат в один ход”. Дети просто обожают эти задачи.

 

– *** –

 

Я считаю, что для полноценного развития просто необходимо обучать детей шахматам как можно раньше. Некоторые продумывают систему интеллектуальных заданий: головоломок, ребусов и т.п. И если методично этим заниматься, то будет именно тот эффект, о котором я уже говорила. Такого пособия я не знаю, и все-таки это несколько искусственно. А вот по шахматам такая стройная система есть: увлекательная, красочная и неторопливо обучающая: это книги И.Г.Сухина. У него есть пособия и для самых маленьких. Что называется “Вы и не заметите, как мы вас научим”.

Я работаю в школе в маленьком поселке, в прошлом году один класс у меня занимался в субботу. Приводили мальчика “садовского” возраста, я его посадила с этими детками, в этом году он еще в школу не пришел, продолжает раз в неделю приходить ко мне. Сейчас он прекрасно ходит всеми фигурами, хорошо играет “на уничтожение”. А это уже здорово: видит, что напали на фигуру, защищает, нападает сам, строит планы. Дойдем и до игры на мат. Два года ходил ко мне другой детсадовец, сейчас он в первом классе. Вчера с ним играл второразрядник без ферзя и проиграл первокласснику. Опыт накоплен в этом вопросе. И.Г. Сухин ведет занятия в школе “Знайка-М” в Москве. Во многих детсадах родители на свои средства приглашают педагога. В нашей стране еще нет понимания значения шахмат для интеллектуального развития детей, к сожалению.

 

– *** –

 

На мой взгляд, очень опасно утверждать, что дети должны заниматься только тем, что им нравится. Уверена, что большинству школьников не нравится математика, многим иностранные языки, можно список продолжить.

Много причин: несовершенство методик, личностный фактор, а главная – это неготовность детей к серьезной умственной работе, они не умеют анализировать, выбирать главное, не способны к другим мыслительным операциям.

Наши выпускники часто не готовы ориентироваться в простых жизненных ситуациях. Чтобы этот пробел ликвидировать в математике несколько лет назад ввели стохастическую линию: элементы статистики, теории вероятностей, комбинаторный задачи, основы логики, это замечательно, но прошло 10 лет, особых результатов не чувствуется.

У нас всегда игнорируется психология.

Причины бедственного положения во всех этих фундаментальных дисциплинах психологи видят в несформированности внутреннего плана действий у большинства детей, оканчивающих начальную школу.

Занятие шахматами могло бы эту проблему решить. Когда-то на меня неизгладимое впечатление произвели слова Никиты Глебовича Алексеева: “Действительно, шахматы – это как бы самим Богом созданный материал или модель для развития способности действовать в уме”.

http://vk.kspu.ru/mod/resource/view.php?id=1063.. По этой ссылке можно ознакомиться с моим докладом на эту тему.

Кроме учебно-методического комплекта И.Г. Сухина, где продумана система обучения, у нас просто нет альтернативы.

У этих учебников прекрасная полиграфия, хорошая база дидактических заданий по всем вопросам, педагогу легко работать. Знаю, что тренеры тоже используют продуманную И.Г.Сухиным дидактику и очень ему благодарны, не надо искать по разным источникам, “лазить” в Интернете.

Предлагаю Вам пройти по ссылкам, здесь два моих выступления по проблемам шахматного всеобуча и статьи известных ученых. У меня есть шахматный сайт для детей, педагогов и не только. Добро пожаловать! http://vk.kspu.ru/course/view.php?id=35.

http://vk.kspu.ru/mod/resource/view.php?id=2264. Шахматы и интеллект.

http://vk.kspu.ru/mod/resource/view.php?id=2818. Как развивать интеллект. Статья Юрия Разуваева, международного гроссмейстера, Заслуженного тренера.

http://vk.kspu.ru/mod/resource/view.php?id=2820. Шахматы и развитие мышления. Из ст. Н.Г.Алексеева, кандидата психологических наук.

Много лет я проработала учителем математики в общеобразовательной школе и согласна, что учить тех, кто хочет просто замечательно. Но, государство с такой постановкой абсолютно, несогласно: учите всех - вот позиция государства. А большая часть просто не может, а некоторые уже не хотят. Работы П.Я.Гальперина, Я.А.Пономарева, Н.Г.Алексеева, Ю.С.Разуваева убеждают нас в том, что в раннем возрасте 6-11 лет происходит формирование внутреннего плана действий. ВПД – это как оперативная память компьютера, чем она больше, тем больше у него возможностей, мало, мы идем в магазин и еще подкупаем.

С детьми сложнее, надо не пропустить этот момент. И вот в это время (никто не придумал ничего лучше пока) на помощь придет УМК И.Г.Сухина. Многие считают, что решение проблемы - шахматный всеобуч.

Играя в шахматы, ребенок “в уме” строит план действий:

- все ли мои фигуры защищены, “не зевнул” ли соперник,

- что он задумал,

- как организовать атаку на короля, что мешает этому на данном этапе, как нейтрализовать эти силы, какие фигуры надо привлечь и т.п.

Ребенок мысленно планирует свои действия, продумывая ходы и их последствия.

На каждом этапе шахматной партии происходит оценка позиции, ребенок задумывается, на языке психологов происходящий процесс, называется анализом, это важнейший прием интеллектуальной деятельности.

Исходя из полученных выводов, юный шахматист составляет план партии и начинает его осуществлять, происходит не что иное, как синтез.

Противник вносит коррективы, то есть делает свой непрогнозируемый ход, меняющий все полностью, и приходится вновь анализировать ситуацию, менять свой план и все это происходит незаметно для наблюдателей, то есть во внутреннем плане.

Происходит так называемая аналитико-синтетическая деятельность мышления, постепенно и постоянно формируется внутренний план действий” Быть против всеобуча и не предлагать ничего взамен это не созидающая позиция. Мы должны думать о развитии всех детей, их готовности усваивать уроки математики, физики и других.

По-моему, неуместен спор о том, нужны ли Шахматы школе. На него уже убедительно ответили В. Сухомлинский http://proint.narod.ru/IGS.htm, Н.Г.Алексеев, Ю.С.Разуваев http://vk.kspu.ru/mod/resource/view.php?id=2818 и многие другие. Конечно, нужны.

Вывод: У нас в стране должна быть концепция образования, в которой важнейшее место должно быть уделено развитию мышления, а это, прежде всего формирование внутреннего плана действий и параллельно развитие основных мыслительных операций. В современной школе считается, что все эти функции сформируются в процессе изучения математики и других предметов.

“Несмотря на исключительную важность ВПД в структуре человеческой психики, в системе традиционного школьного обучения эта способность целенаправленно не формируется. В этих условиях она может складываться только стихийно, а это значит, что процесс ее формирования протекает неоптимально и полученный результат далеко не всегда соответствует максимально возможному уровню ее развития у каждого конкретного ребенка. Среди традиционных приемов формирования ВПД в массовой школе можно назвать, пожалуй, лишь устный счет (на уроках математики) да устный разбор слов и предложений (на уроках языка). Этого, явно недостаточно, и как показывает опыт, эти приемы чрезвычайно мало эффективны, так как более или менее развивают одни аспекты ВПД, оставляя при этом в стороне другие, и происходит это в ситуациях, как правило, неинтересных, нудных и тревожных для детей - в рамках выполнения серьезных учебных заданий на уроках с угрозой получить плохую отметку” (А.З.Зак. Как определять уровень развития мышления школьников. – М.: Знание, 1982, с. 96).

В нашей школе (думаю, что и во всех других школах) проводят диагностику готовности младших школьников к переходу в среднюю школу. Среди прочих параметров проверяют сформированность внутреннего плана действий при помощи элементарных двухходовых и трехходовых шахматных задач. Эту диагностику 50 лет назад разработал Я.А. Пономарев, а затем несколько видоизменил А.З. Зак. Психолог рисует на доске шахматную доску 3х3, объясняет ученику (эта работа проводится с ребенком индивидуально), что каждая клетка это игровое поле и как обозначаются поля. Затем он проверяет, усвоил ли ребенок обозначение клеток, беседуя с ребенком. После этого, он объясняет ход шахматного коня. Далее следуют тренировочные упражнения: я называю тебе клетку, где стоит конь, а ты называешь клетку, куда он “прыгнет” за один прыжок. Психолог убеждается, что и это усвоено ребенком. Затем задача двухходовая в качестве тренировки и, проверяющий рассказывает ученику, что задача может быть трехходовой и четырех ходовой. Психолог предупреждает, что рисовать клетки у себя на листке нельзя, надо пользоваться только клетками, нарисованными на доске. И приступает к проверке.

Двухходовая: А1 -?- А3,

трехходовая: А1-?-?-А2,

четырехходовая: А1 - ? -? - ? - В3 (буквы русские: А, Б, В).

В каждой из задач ученик записывает по очереди пропущенные поля. Итоговый уровень развития внутреннего плана действий, определяется следующим образом: высокий уровень – ребенок решает правильно все задачи, включая 4-ходовые, средний – решает только 2 ходовые и 3-ходовые, низкий – только двухходовые. Многолетняя практика тестирования младших школьников в нашей школе показывает, что дети, не владеющие игрой в шахматы, практически не справляются с предлагаемыми задачами, т.е. можно сделать вывод, что игра в шахматы целенаправленно формирует внутренний план действий”. А какое может быть обучение, если ребенок не умеет работать “в уме”? Очень жаль, что не удается убедить тех, от кого это зависит, в необходимости шахматного всеобуча. Мое глубокое убеждение, что ни родителей, ни тем более детей спрашивать вводить в школу шахматы не нужно, именно потому, что мы хотим сформировать личность.

 

– *** –

 

Уважаемые коллеги, педагоги дополнительного образования.

8 ноября 2010 года исполняется год с момента появления первой записи виртуального клуба “Белый слон”. В нем очень много информации, видеороликов, фотографий.

В концепции клуба несколько линий.

1. Я педагог дополнительного образования. Естественно свою работу я начала с “истории своего кружка”. Я рассказываю о своей работе, ребятах, выкладываю фотографии.

Мы участвуем в соревнованиях, проводим сами в поселке Подгорном турниры. Я освещаю эти события. Мы каждую неделю ездим в Железногорск, ездили в Зеленогорск, Канск, Ачинск, Красноярск, есть статьи об этих событиях.

В прошлом году провели матч из 10 партий в своем клубе между двумя второразрядниками. Я рассказала об этом, партии выложила. Рассказываю о Шахматной школе Железногорска, шахматных событиях Железногорска. В основном, этот материал в “Колонке руководителя клуба”, часть в “Детских турнирах”, кое-что в “Учимся играть в шахматы”

2. С 2010 года я занимаюсь методической работой: участвовала в трех Международных конференциях: Ханты-Мансийске, Красноярске и Сатке, посвященных вопросам обучения шахматам и проблемам виртуального образования. Создана страница “Методический уголок”, где много статей И.Г.Сухина, А.К. Щетинина, С.А.Гайнутдинова и других. Созданы фотогалереи на этой странице: из Сатки, курсов И.Г.Сухина в Москве, курсов в Челябинске. Много материалов по обучению детей шахматам.

На этой странице заведены форумы и чаты. Я мечтаю о том, чтобы мы все общались между собой, обменивались программами, разработками, выставляли у меня на сайте свой материал, места хватит всем.

3. Есть страница обучения. Есть начальные уроки, много дебютов, окончания, советы тренеров, ловушки, красивые партии.

4. Справочник. Тоже огромный материал. Коэффициенты, правила ФИДЕ, терминология и др.

5. Турниры. Детские и по возможности информация о взрослых.

Много разного и интересного: музыка, зооуголок, видеоролики, даже кинофильм.

Сейчас идет Конкурс решения задач и этюдов “Гастроль Белого слона”, мы его проводим вместе с сайтом “Генезис”. Весь материал на странице “Задачник”.

На свой юбилей клуб приглашает всех в гости http://vk.kspu.ru/course/view.php?id=35. В “методическом уголке” есть чат “Возьмемся за руки, друзья”. Приглашаю Вас к общению, возможно, именно Ваш совет поможет улучшить работу клуба.

Хочу поблагодарить поблагодарить за помощь и сотрудничество А.В.Каленова (Москва), С.А.Гайнутдинова (г. Миасс), И.Г.Сухина (г. Москва), Л.Б.Бабушкина (г. Санкт-Петербург), Д.В.Тишкина (г. Красноярск), А.Л.Овчинникова (г. Юрга).

 

 

 

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/zzz_ligaeva.htm

© 2011 Лигаева А.М.

 

Hosted by uCoz