Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

ШАХМАТНЫЙ ВСЕОБУЧ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Т.П.Игнашов, А.М.Фрадкин "Ход енисейской ладьи: Из истории развития шахмат в Красноярском крае" (Красноярское книжное издательство, 1985, 168 с.)

Глава "Новый центр на шахматной карте" (с. 107-115, в сокращении)

“Можно без преувеличения сказать, что на “шахматно-географической” карте нашей страны появился новый центр – город Красноярск...” (“Красноярский комсомолец”, 1979, № 61) – Эти лестные слова заслуженного тренера СССР Анатолия Быховского, сказанные им еще в мае 1979 года на страницах газеты “Красноярский комсомолец”, словно подвели итог первых лет работы тренеров шахматного отделения детско-юношеской школы Кировского районо города Красноярска.

Воспитанию шахматной смены краевая федерация шахмат всегда уделяла много внимания. В послевоенные годы центром подготовки шахматистов был Красноярский городской Дворец пионеров. На общественных началах здесь работали люди, влюбленные в шахматное искусство. Шахматный клуб открылся намного позднее, в 1969 году на Центральном стадионе имени Ленинского комсомола.

Команда юных красноярцев была одной из сильнейших в республике. В 1964 году она стала победителем зонального турнира Дворца пионеров, опередив при этом команду омичей, возглавляемую будущим гроссмейстером Виталием Цешковским. За команду наших земляков тогда выступали: В. Гатабон, В. Каменецкий, А. Пестерев, В. Вихман, Г. Тарасова.

Быстро возрастающий поток шахматной информации требовал и более высокого уровня подготовки юных шахматистов. Одного энтузиазма тренеров - общественников становилось мало. Сама жизнь подсказывала, что нужны профессиональные тренерские кадры, целиком отдающие себя этой работе. После продолжительных переговоров в 1972 году было открыто отделение шахмат при детско-юношеской спортивной школе краевого отдела народного образования. Первым профессиональным тренером преподавателем стал перворазрядник Анатолий Никитин. Некоторых смущало, что тренер молодой – всего 24 года, что нет педагогического опыта. Не меньше других смущали эти обстоятельства и самого Никитина. Но время показало, как удачно нашли дети своего тренера, а тренер – детей.

Нелегко было на первых порах, впрочем, не легче было и позже. Зима 1972 года выдалась лютой. И когда Никитин ходил из одной школы в другую, агитируя за шахматы, он не раз вспоминал о своей в общем-то не очень хлопотливой прежней работе инженера-строителя. Набирать ребят в середине года – дело нелегкое. Обычно школьники еще в сентябре определяют свою спортивную привязанность. И тем не менее вскоре 140 ребятишек спешили на занятия в шахматный клуб на Центральный стадион имени Ленинского комсомола. Среди тех первых мальчишек и девчонок были Володя Семенов, Саша Потылицын, Иосиф Фейгельсон, Аркадий Медведев, Анатолий Внуков, Марина Лужникова и еще многие ребята, которые вскоре добились заметных успехов. Набирали шахматную мощь ребята, увереннее чувствовали себя и тренеры. Вслед за А. Никитиным один за другим перешли на тренерскую работу В. Зазулин, Н. Оловянников, Г. Ушаков, В. Порядин, Н. Дементьев...

Им работалось легче. Опыт, пусть еще не очень большой, тренерской работы был уже. Никитин старался обходить наезженные дороги, он ищет новые формы работы с детьми. На его книжных полках появились книги по психологии, дошкольному воспитанию. Внимательно изучает молодой тренер труды наших выдающихся педагогов. В один из счастливых дней в книге В. Сухомлинского “Сердце отдаю детям” он наткнулся на фразу, ответившую на его давние мечты: “Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы”. (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Минск, “Народная асвета”, 1981, с. 156.)

Эти слова подтолкнули его к новым, активным поискам. Оказывается, в отдельных школах Москвы, Ленинграда, Волгограда и некоторых других городов уроки шахмат уже внесены в программу школьных занятий. В 1978 году он посетил несколько красноярских детских садиков с предложением вести в подготовительных группах занятия по шахматам. Ему охотно пошли навстречу. Что было дальше? Вот как рассказывает об этом сам тренер.

– Этот год, конечно же, был нелегким для меня. Однако главный вывод был обнадеживающим – дети все прекрасно усваивают, занимаются с удовольствием. В конце года я пригласил всех ребят к себе на занятия в спортивную школу. 1 сентября они дружно явились на первое занятие. А потом началось... Самое трудное – первый класс. То уроки не сделают, то про время забудут, да они еще многие и время определять не умеют, а родителей зачастую нет дома, подсказать некому. Постепенно группа “таяла”. Нет, думаю, так дело не пойдет. Надо, чтобы был твердый режим и твердый порядок. А для этого нужно собрать их в единый коллектив – класс. Вот так я и пришел к необходимости создания спецкласса по шахматам. Вновь выбрал три детских садика. Год занимался с ребятами. Лучшие из них и составили первый в нашем крае шахматный спецкласс в школе № 62 города Красноярска...

Это в рассказе тренера кажется все было так просто. Но от принятия решения до его осуществления – дистанция огромного размера. Необходимо было решить немало всякого рода организационных загадок, начиная от оформления класса и кончая автобусом, который должен был доставлять первоклашек в бассейн для занятия общефизической подготовкой. Для решения всех этих проблем немало пришлось проявить настойчивости, энергии. И вот долгожданный день – 1 сентября 1979 года настал. В торжественной обстановке была перерезана символическая ленточка. В 1 класс “Б” в программу учебных занятий был вписан новый урок – шахматы.

О том, как строились занятия в этом классе, рассказала газета “Красноярский рабочий”. (“Красноярский рабочий” , 1979, № 290.)

Журналист пришел в 1 класс “Б” 62-й Красноярской школы до звонка. В пустом классе на доске мелом старательно выведено: “Совместное действие короля и ферзя” – тема занятий. На небольших столиках и на демонстрационной доске аккуратно расставлены шахматные фигурки.

...Через несколько минут тренер – преподаватель детско-юношеской спортивной школы Кировского районо по шахматам Анатолий Павлович Никитин начнет очередной урок шахмат. Анатолий Павлович начинает:

– Пусть черный король – он один остался – стоит в середине доски, а у белого короля еще и ферзь есть. Так вот, можно ли так расположить две белые фигуры, чтобы черным сразу мат был в центре доски? Кто скажет?

Ребята подумали, правда, совсем недолго, и нетерпеливо запрыгали на партах, одной рукой подталкивая под локоток другую.

– Скажи ты, Коля.

– Нельзя. Король убежит. На него с одной стороны нападешь – он в другую побежит, с другой – он – в эту.

– Куда же нам его поставить, чтобы он сбежать-то не мог, а? Покажи на демонстрационной доске.

Коля Высицкий от нетерпения не идет, а бежит к доске, взбирается на специальную подставку – иначе не достать – и ставит короля на край доски.

– Отсюда не сбежит.

– Правильно, молодец! А теперь давайте подумаем, как же нам его туда загнать.

Первоклашки, увлеченные интересной игрой, сосредоточенно размышляют. Предлагают свои варианты и, конечно же, ошибаются. Вместе ищут ошибку и вот, наконец, после долгого блуждания в тумане шахматной доски их корабль идет к четко намеченной цели. Урок продолжается.

На занятиях лишь полкласса – 20 человек. Другая половина вместе с учительницей Верой Людвиговной Степановой эти 45 минут совершает прогулку, отдыхает. Вообще ребята занимаются шахматами три дня в неделю по 45 минут. В один из дней – понедельник – посещают бассейн, еще один день – четверг – отдан занятиям в спортивном зале. Общефизической подготовке вообще уделяется особое внимание, занятие шахматами требует от детей дополнительной нагрузки. Рассказывает В. Л. Степанова:

– Честно говоря, страшновато мне было. Двадцать лет я работаю в школе, а такой класс – первый у меня. Весной провели с ними собрание. Ребята мне понравились. Подумала, правда, тогда, что ребята шумными будут.

Позади два с небольшим месяца учебы. Что можно сказать? Вы знаете, на первых порах, бывает, мальчишки дерутся, сильно балуются. У нас в классе такого нет.

Ребята очень любят шахматы. С таким восторгом, с таким упоением о них говорят! Игра в шахматы их организует, на уроках математики я это чувствую. Об успехах в учебе пока говорить рановато, но ребята очень живые, подвижные, любознательные, легко с ними работать... Урок продолжается. Закончено объяснение теоретического материала, ребята рассаживаются по партам и начинают играть в шахматы. И здесь новшество. При изучении свойств различных фигур, пока школьники не научились ставить мат, они играют на большинство набранных очков. Скажем, изучили сегодня пешку. Значит, играют только пешками. Каждая пешка оценивается в одно очко. Набрал пять очков – победил. Изучили слона, ввели в “бой”, оценили в три очка, и игра продолжается. Ребята неплохо изучили свойства фигур...

– Я мат поставила! Я мат поставила! – Это Поля Сусикова не может скрыть своей радости.

– Да, Поля, все правильно. Королю деваться некуда.

– А скажи, Поля, – вот есть у тебя возможность поиграть на улице или сыграть партию в шахматы, куда пойдешь? – спрашиваем у школьницы.

В голосе нет и тона сомнения: “Играть в шахматы!”

Урок окончен. Ребята дружно парами отправляются в класс, где они занимаются другими общеобразовательными предметами. Их места занимает вторая половина одноклассников.

Конечно, не без согласия родителей дети пошли в шахматный класс. Чем руководствовались родители при этом, они рассказывают сами:

В. И. Округина. Инженер-химик:

– Честно говоря, сначала я отнеслась к Юлиному увлечению шахматами не очень серьезно. Но теперь вижу, что эта игра ей нравится, сейчас мне даже кажется, что шахматы совершенно необходимы. Они помогают развивать такие качества, как волю, целеустремленность, приучают думать.

Л. Д. Давыденко, балетмейстер:

– Когда Ирина начала заниматься шахматами, у нее совершенно по-иному день пошел. Теперь у Ирины даже в прогулках появилась какая-то цель. Побегает на улице, придет, сразу за шахматы сядет. Словом, день у нее стал насыщеннее, интереснее, разнообразнее. Занятия шахматами помогают выработать у ребенка логическое мышление и внимание. Это необходимо, на мой взгляд, любому человеку.

...Срок обучения в шахматном классе рассчитан на три года, затем наиболее способные перейдут на занятия в спортивную школу. Тренер не скрывает своей мечты – команда школы № 62 должна стать победителем Всесоюзных соревнований на приз “Белая ладья”. Зная характер тренера, хочется верить – станет! Тем более, что этим ребятам есть на кого равняться – команда юных шахматистов красноярского Дворца пионеров в 1979 году, по выражению А. Быховского, “произвела сенсацию в шахматном мире”, выиграв принципиальный матч у москвичей со счетом 4:2. Эти соревнования проходили в рамках Всесоюзного первенства Дворцов пионеров на приз газеты “Комсомольская правда”. Они были, пожалуй, самые необычные во Всесоюзном календаре. В каждой команде, согласно положению, восемь человек: семь школьников и капитан – известный гроссмейстер. Капитаны дают сеансы одновременной игры школьникам, а очки, набранные ребятами и гроссмейстером, суммируются и таким образом определяется победитель.

В Риге, где в мае 1979 года проходил финал V Всесоюзного турнира Дворцов пионеров, капитаном красноярцев был сибирский гроссмейстер, экс-чемпион страны В. Цешковский.

Ребята все очень старались, но выделить стоит лидера команды 15-летнего Иосифа Фейгельсона. Он во всех встречах с пятью гроссмейстерами проиграл лишь одному, закончив четыре встречи вничью.

Вот, например, как складывалась борьба во встрече с экс-чемпионом мира Тиграном Петросяном. {Текст партии не публикуем}

Не менее старательно играли и другие члены нашей команды. Сергей Брунов устоял в поединках с Петросяном и Гипслисом, которые стали победителями в конкурсе капитанов. Было чем похвастать и остальным членам команды: Аркадию Медведеву, Сергею Енджиевскому, Олегу Ефимову, Ирине Ушаковой.

Вот мнение об игре красноярцев в этом турнире некоторых известных советских гроссмейстеров: Экс-чемпион мира Тигран Петросян:

– На открытии соревнования я наставлял ребят, чтобы они не боялись нас, гроссмейстеров. Должен сказать, что красноярцы меня не испугались... Пожалуй, у меня они могли взять больше, чем полтора очка...

Международный гроссмейстер Айвар Гипслис:

– Красноярцы понравились мне своей боевитостью...

Международный гроссмейстер Юрий Авербах, главный судья турнира:

– Игра красноярских ребят мне понравилась. Жаль, что они не оказались в тройке призеров. Теперь для многих не будет сюрпризом, если мы снова увидим команду красноярского Дворца пионеров в следующем финале...

В чем же причина столь бурного роста шахматных талантов на красноярской земле? Этот вопрос не раз задавали шахматные специалисты из многих городов нашей страны.

Думается, ответ на этот вопрос прост – в нашем крае с величайшей бережливостью пестуют любое шахматное дарование, создавая все условия для дальнейшего спортивного роста.

Возьмем, например, Норильск. Согласно приказу по Норильскому городскому отделу народного образования от 29 марта 1982 года, во всех школах города для учащихся 1–3 классов был введен шахматный всеобуч. Программа всеобуча рассчитана на 35 уроков в течение года. Шахматный урок – раз в неделю, по субботам. Почему по субботам? В этот день свободны от основной работы тренеры-общественники, которые и ведут эти занятия.

В осуществлении шахматного всеобуча в Норильске четко прослеживается генеральная линия – от массового увлечения шахматной игрой – к спортивным победам. На первом этапе – проведение еженедельных уроков, на втором – занятия со школьниками в группе продленного дня, и, наконец, более одаренные ребята будут совершенствоваться дальше во Дворце пионеров или в детско-юношеской спортивной школе.

Теперь из города за 69 параллелью перенесемся на юг края – в Хакасию. Здесь шахматисты пользуются не меньшим уважением. Например, в школе № 20 города Абакана учится в шестом классе Таня Сердюкова. В женском первенстве края она заняла третье место. Еще никогда до этого столь юная шахматистка не оказывалась в числе призеров таких соревнований.

О том, насколько интенсивно ведется работа шахматных секций, говорит знакомство с календарем спортивных мероприятий 1983 года небольшого городка в Хакасии – Абазы. 21 спортивное мероприятие значится в нем, позволяющее охватить все слои населения: от школьников до пенсионеров.

Северно-Енисейский поселок небольшой – в нем всего две школы, в которых учится около тысячи школьников. Однако тренеру Вадиму Александровичу Баженову удалось увлечь игрой в шахматы почти всех ребят поселка и теперь они не без успеха участвуют во многих краевых школьных соревнованиях.

Когда мы говорим, что в шахматы играют все, от мала до велика, – это не просто фраза. Под этими словами может поставить свою подпись и директор завода низковольтной аппаратуры В. А. Шиповалов, он же – председатель Дивногорской федерации шахмат. Система соревнований здесь настолько продумана, что позволяет охватить практически всех: и взрослых, и детей. Разве можно, например, удержаться и не сыграть в таком престижном турнире, как “Папа, мама и я – наша шахматная семья”?

И в крупных городах, и в маленьких поселках, где детей с раннего возраста знакомят с этой древней игрой, шахматы по-настоящему любимы. Краевая федерация шахмат главную свою заботу видит именно в таком массовом приобщении к шахматной игре, ибо только в этом, как известно, залог грядущих побед.

(Данная глава была отсканирована и любезно прислана нам по электронной почте из Красноярска Леонидом Александровичем Веретновым)

 

Из главы "Звено социальной жизни" (с.166-167)

…На красноярской земле на 1 января 1983 года официально зарегистрировано 35784 шахматиста…, работают 2380 общественных инструкторов.

Секретариат краевого комитета партии 10 октября 1980 года принял постановление "О дальнейшем развитии шахматного спорта в Красноярском крае". В этом постановлении был намечен конкретный и подробный план развития шахматной игры на предстоящие годы…

 

Комментарий И.Г.Сухина: Прекрасный материал о замечательном педагоге Анатолии Павловиче Никитине. Он и к 2005 году в строю - учит детей играть в шахматы! В данном материале я бы особое внимание обратил на следующие ключевые фразы: "В 1972 году было открыто отделение шахмат при детско-юношеской спортивной школе краевого отдела народного образования… В 1978 году он посетил несколько красноярских детских садиков с предложением вести в подготовительных группах занятия по шахматам. Ему охотно пошли навстречу… Самое трудное – первый класс. То уроки не сделают, то про время забудут, да они еще многие и время определять не умеют, а родителей зачастую нет дома, подсказать некому… 1 сентября 1979 года… в 1 класс “Б” в программу учебных занятий был вписан новый урок – шахматы… На занятиях лишь полкласса – 20 человек. Другая половина… в эти 45 минут совершает прогулку, отдыхает. Вообще ребята занимаются шахматами три дня в неделю по 45 минут… Вы знаете, на первых порах, бывает, мальчишки дерутся, сильно балуются. У нас в классе такого нет. Ребята очень любят шахматы… При изучении свойств различных фигур, пока школьники не научились ставить мат, они играют на большинство набранных очков. Скажем, изучили сегодня пешку. Значит, играют только пешками. Каждая пешка оценивается в одно очко. Набрал пять очков – победил. Изучили слона, ввели в “бой”, оценили в три очка, и игра продолжается… Срок обучения в шахматном классе рассчитан на три года, затем наиболее способные перейдут на занятия в спортивную школу... На первом этапе – проведение еженедельных уроков, на втором – занятия со школьниками в группе продленного дня… Секретариат краевого комитета партии 10 октября 1980 года принял постановление "О дальнейшем развитии шахматного спорта в Красноярском крае". В этом постановлении был намечен конкретный и подробный план развития шахматной игры на предстоящие годы".

 

Другие материалы о шахматах в Красноярском крае:

Красноярский край: Читаем "Красноярский рабочий" от 22-10-2004: "Прошло годовое собрание краевой шахматной федерации, на котором обсуждались проблемы школьных шахмат. В июне нынешнего года вышел приказ Министерства образования и науки РФ по внедрению шахмат в учебную программу общеобразовательных школ. Пост председателя комиссии по осуществлению этой задачи в крае был доверен Виктору Заблоцкому" - http://krasrab.krsn.ru/archive/2004/10/22/20/view_article. Маленькая неточность - не в июне, а в мае.

А.М.Фрадкин ("Красноярский рабочий", 15.08.2003) "...ПЛЮС "ШАХМАТИЗАЦИЯ" ВСЕЙ СТРАНЫ ": "В… 1924 году в Москве состоялся Всесоюзный шахматный съезд. Он начертал на своих знаменах два боевых лозунга в духе тех непростых лет - "Шахматы - орудие интеллектуальной культуры" и "Дорогу шахматам в рабочую среду". Эти два лозунга… с огромным энтузиазмом были восприняты любителями шахмат… "Регистрация школьных шахматных кружков дала следующие результаты: всего в Красноярске 7 кружков... с общим числом игроков 142" ("Красноярский рабочий" от 17.11.1926 г.)". Подробнее - http://krasrab.krsn.ru/archive/2003/08/15/14/view_article.

А.М.Фрадкин ("Красноярский рабочий", 06.11.2003) "О ТРЕНЕРЕ БЕДНОМ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО": "В Норильске… согласно приказу городского отдела народного образования от 29 марта 1982 года во всех школах для учащихся 1-3-х классов введен шахматный всеобуч. Программа рассчитана на 35 уроков в течение года. Шахматные уроки - раз в неделю, по субботам. Почему по субботам? В этот день свободны от работы тренеры-общественники, которые и ведут эти занятия… Кандидат в мастера Виталий Неизвестных - человек удивительно творческий, пишет стихи, прозу, поэтому и воспитанники его в шахматах больше всего ценят фантазию, красивую комбинацию". Подробнее - http://krasrab.krsn.ru/archive/2003/11/06/11/view_article.

А.М.Фрадкин ("Красноярский рабочий", 05.08.2003) "СТО ЛЕТ НАЗАД МЫ ПОБЕЖДАЛИ!": "В 1893 году в журнале "Шахматное обозрение" М.И.Чигорин опубликовал целый ряд пословиц и поговорок Савенкова, которые ему показались особенно удачными. Я бы, честно говоря, эти пословицы назвал иначе, пусть более скучновато, например, так: "Методические советы шахматисту", и развесил бы их в виде плакатов в турнирных залах. Судите сами. "Не торопись играть - торопись думать", "Не мудрено сыграть - мудрено задумать", "Не ход - выигрыш, а думка", "Лучше десять раз один ход обдумать, чем один раз мат получить", "Мала пешка, а иной раз всей игрой владеет", "Играй не так, как хочется, а так, как шахматы велят", "Хорошую игру хорошо и посмотреть, но помни: глядя на лес, не вырастешь", "Авось и в шахматах брось", "В игре и в дороге людей узнают". Подробнее - http://krasrab.krsn.ru/archive/2003/08/05/19/view_article.

С. Вахрушин ("Красноярский рабочий", 22.10.2004) "ДЕВАЛЬВАЦИЯ" ЧЕМПИОНСКОГО ТИТУЛА?": "В дни проведения чемпионата прошло годовое собрание краевой шахматной федерации, на котором обсуждались проблемы школьных шахмат. В июне нынешнего года вышел приказ Министерства образования и науки РФ по внедрению шахмат в учебную программу общеобразовательных школ. Пост председателя комиссии по осуществлению этой задачи в крае был доверен Виктору Заблоцкому. На собрании была затронута тема создания в Красноярске школы экс-чемпиона мира Анатолия Карпова. Директор школы Владимир Краюшкин заявил, что московская школа уже готова принять на недельную сессию одарённых красноярских ребят. Подробнее - http://krasrab.krsn.ru/archive/2004/10/22/20/view_article.

"БЕЛАЯ ЛАДЬЯ" ВОЗВРАЩАЕТСЯ" ("Красноярский рабочий", 05.09.2003): "133-я школа известна в красноярских шахматах прежде всего тем, что в ней есть единственный в городе специальный шахматный класс". Подробнее - http://krasrab.krsn.ru/archive/2003/09/05/10/view_article.

А.М.Фрадкин ("Красноярский рабочий", 25.07.2003) "ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ... ПЫТОК" - http://krasrab.krsn.ru/archive/2003/07/25/32/view_article.

А.М.Фрадкин ("Красноярский рабочий", 19.08.2003) "ГДЕ НАЧИНАЛ ИГРАТЬ ГРОССМЕЙСТЕР СУЭТИН?" - http://krasrab.krsn.ru/archive/2003/08/19/11/view_article.

А.М.Фрадкин ("Красноярский рабочий", 29.08.2003) "КАНДИДАТ, МАСТЕР, ГРОССМЕЙСТЕР!" - http://krasrab.krsn.ru/archive/2003/08/29/29/view_article.

А.М.Фрадкин ("Красноярский рабочий", 12.09.2003) "НА ЛАВРАХ НЕ ПОЧИВАЛИ, ИЛИ ОДА РОДНОЙ ГАЗЕТЕ" - http://krasrab.krsn.ru/archive/2003/09/12/23/view_article.

С.Иванов ("Красноярский рабочий", 27.09.2003) "РАЗВИТИЕ ШАХМАТ ПО-КРАСНОЯРСКИ" - http://krasrab.krsn.ru/archive/2003/09/27/09/view_article.

 

Из нашей новостной ленты:

г. Железногорск, Красноярский край: В Интернете находим, что в МОУДО "Детская Шахматная Школа" используется методическое пособие А.М.Баркова “Шахматный всеобуч” (Красноярск, 1993). Кто держал в руках это пособие?

17 мая 2004: Сегодня в Красноярск должен прилететь А.Е.Карпов. Ожидается торжественное открытие краевого Дома шахмат и филиала школы имени А.Карпова. Подобный филиал будет открыт и в Канске. Начальник Отдела учреждений дополнительного образования детей Министерства образования и науки РФ С.В.Барканов сказал нам, что долгожданный шахматный приказ "на подходе".

9 апреля 2005: г. Лесосибирск: С 1993 г. в школе №15 учитель А.В.Новиченко начал преподавать по программе "Шахматный всеобуч".

10 июля 2005: На с.50-51 "64 - ШО" №6 начало статьи Л.А.Веретнова "Зачем мы работаем?": "Мне понятнее позиция того тренера, который доводит своих учеников до уровня кандидата в мастера и перестает с ними заниматься: “Не хочу делать из них профессионалов — я не преступник!”.. Можно без всякого риска предсказать, что спортивная сторона шахмат будет постепенно отходить на второй план. Шахматы, как в любых развитых - и развивающихся - странах станут средством интеллектуального развития личности" - http://www.64.ru/2005/6/june26.html. Осмелюсь предположить, в обозримом будущем - вряд ли. Спортивная составляющая свои позиции без боя не сдаст - там почести, должности и финансы. А у нас только 10-20 энтузиастов, "за бесплатно" радеющих за генофонд России.

19 июля 2005: На с.50-51 "64 - ШО" №7 окончание статьи Л.А.Веретнова "Зачем мы работаем?" Очень точно подмечено: “Сейчас шахматы (по крайней мере, в России) рассматриваются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО как спорт. Из-за такого отношения к нам не приходят те, кто мог бы с помощью шахмат развить свои творческие способности”. Автор правильно отмечает, что “навыки, полученные при занятиях шахматами, пригодятся и в других областях человеческой деятельности”.

 

Другие важные материалы:

Некоторые важнейшие материалы сайта

Приказ Минобразования РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации и ход его выполнения"

"Перечень школьных шахматных программ, учебников и пособий, рекомендованных к использованию в учебном процессе различными структурами системы образования РФ"

"Юридические аспекты Шахматного всеобуча в вопросах и ответах"

"Шахматные" Приказы Министерства образования РФ

Приказ Министерства образования РФ №325 от 30.07.93 "О дополнении к приказу Минобразования России от 02.07.93 №271"

Информационное письмо Министерства образования Российской Федерации №577/11 от 10.06.94 "О преподавании в начальной школе"

Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 28 апреля 1997 года №461/14-10 "О новых программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы"

Хабаровский край: Приказ №618 от 01.09.04 "О развитии шахматного образования"

Приказ № 624 от 8.10.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования Воронежской области"

Постановление №1844 от 13.09.2004 2004 г. "О развитии шахматного спорта в г. Набережные Челны на период 2004-2007гг."

Ульяновская область: Приказ №837 от 11.10.2004 "О развитии шахматного образования" - http://simbirskchess.al.ru/news2004/0411261.htm.

Проблемные курсы переподготовки педагогов в Ульяновске (30.08-31.08.2003) - http://simbirskchess.al.ru/news2003/0309011.htm

"Шахматы в Эвенкийском автономном округе"

Министерство образования РФ обнародовало очередной "Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год" (http://www.textbook.ru/files/FP_1_teach.html). Учебно-методические комплекты "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" и "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" имеют №№ 169, 170 (в приложении №8). Данный перечень включён в министерский Приказ №111 от 15.01.2004 "Об утверждении федеральных перечней учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год" (http://sputnik.mto.ru/Docs_05/Prikaz.doc). В письме Министерства образования регионам "В органы управления образованием субъектов РФ" от 22.01.2004 № 03-51-7ин/14-03 отмечено: "Приказ Минобразования России от 15.01.2004 № 111 является основанием для приобретения учебных изданий на средства региональных и муниципальных бюджетов".

"Шахматы в школах" - из Голландии получено письмо о планируемом там в 2005 году Конгрессе. Предлагаем вашему вниманию текст письма и его перевод на русский язык, выполненный Еленой Сухиной.

Шахматный курс в начальной школе: история становления

"Перечень школьных шахматных программ, учебников и пособий, рекомендованных к использованию в учебном процессе различными структурами системы образования РФ"

"Эксперимент в Самаре"

А.В.Благодарный "Уроки шахмат в 1-м классе общеобразовательной школы" (Ульяновская область)

Г.В.Ковалёва "Шахматы в Нефтеюганском районе"

В.М.Моисеев "Из опыта ведения уроков шахмат в школах города Новочебоксарска"

И.Р.Андреева "Шахматы и школа" (Кемерово)

А.А.Якименко "Шахматы в школах Новороссийска"

Р.Г.Валеев "Эксперимент в Нижнекамске"

О.В.Трофимчук "Шахматы на Чукотке: Письмо и анализ работы клуба "Белая Ладья".

В.И.Волошкин "Шахматный всеобуч в Белгороде".

"Шахматы в Нижнетыхтемской общеобразовательной школе" - Башкортостан.

С.Я.Волков "Шахматы - школе" (п. Черлак Омской области)

 

Империя ссылок

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/zz_krasn1.htm

2005 Игнашов Т.П., Фрадкин А.М.

 

 

 

 

Hosted by uCoz