Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

В.С.Цатурян. Фрагменты статей, касающихся общеобразовательного направления в шахматах и проблем реабилитации

 

Из статьи "Пальмы в снегу", 2 июля 2003

…Особенно активизировалась шахматная жизнь в Аджарии за последние несколько лет…. Инициатором своеобразного шахматного бума в Аджарии стал президент шахматной федерации Грузии и вице-президент ФИДЕ Зураб Азмайпарашвили, который в лице главы автономии Аслана Абашидзе нашел полное понимание и поддержку в реализации своих планов. В прошлом году в Москве во время проведения матча Россия - сборная мира состоялась встреча Аслана Абашидзе, Гарри Каспарова и Зураба Азмайпарашвили. После нее было подписано соглашение о дальнейшем развитии массовых шахмат в Аджарии. Главным пунктом соглашения стал проект “Шахматы в школе”, цель которого – внедрение системы преподавания шахмат в общеобразовательных школах. С аджарской стороны соглашение было подписано президентом Фонда Культуры госпожой Магули Гогитидзе-Абашидзе, а с российской стороны Президентом Шахматной Академии Гарри Каспаровым. “Скоро слово сказывается, да не скоро дело делается”. Прошло несколько месяцев, пока были согласованы все детали реализации проекта. Многочисленные телефонные разговоры, факсы и, наконец, в феврале 2003 года состоялась первая поездка в Батуми….

Меня встречал замминистра образования Шота Чибладзе – удивительно энергичный и обаятельный человек. Забегая вперед, скажу, что взаимные обращения “батоно” Шота и “батоно” Валера продержалось лишь пару первых дней знакомства. Впоследствии мы стали друзьями, и это помогло нам вместе решать все организационные проблемы. Уже на следующий день начался семинар для тренеров Аджарии, всего было приглашено 20 человек. Практически все ведущие шахматисты и специалисты стали участниками семинара. Основной контингент составляли кандидаты в мастера, несколько перворазрядников и единственный национальный мастер Леонид Неуронов. В любом деле, особенно на начальном этапе, многое решает подбор кадров. Я убедился в том, что шахматный уровень участников семинара достаточно высок, а некоторые из них имели и немалый опыт тренерской работы. Центром шахматной жизни является городской клуб, расположенный в живописном парке на берегу моря…

Затрагивая проблемы развития детских шахмат в школе, мы невольно соприкасались и с общими проблемами развития шахмат в республике. Здесь немало и финансовых и организационных проблем, и мы решили навести порядок в этих делах, наметили схему развития, обозначили все ключевые моменты. На первом этапе реализации проекта были отобраны 10 школ Батуми и крупных районных центров. Вся программа рассчитана на два полных учебных года, до января 2005 года. Первый этап “Всеобуч” предполагал обязательное обучение всех первоклассников основам шахмат, на втором этапе должна начаться программа факультативных занятий. Работать приходилась по 14-16 часов в день без выходных. Помимо занятий на семинаре проводились индивидуальные беседы, консультации с тренерами и учащимися школ. Были проведены встречи с руководством министерства образования, других госучреждений. Интерес к семинару был очень большим, он широко освещался на телевидении, радио, республиканских газетах. Очень важной была и всемерная поддержка со стороны министра образования госпожи Нани Гугунава. Две недели в Батуми пролетели незаметно...

Но реальная жизнь вновь заставляла опускаться на грешную землю, решать проблемы. Где найти необходимый инвентарь, демонстрационные доски, несколько сотен комплектов шахмат, литературу для клуба и школьных библиотек. Почти заоблачной казалась мечта оборудовать учебный класс компьютером и оргтехникой. Все же многие из этих проблем решить удалось. Было решено, что в течение ближайших трех месяцев, до окончания учебного года, занятия по программе Всеобуча все же необходимо начать, чтобы на практике проверить как пойдет реализация проекта. Улетая в феврале из Батуми, я уже знал, что вернусь в мае, к концу учебного года, чтобы объехать все школы и самому на месте убедиться в том, насколько успешно прошел первый этап. И вновь долгожданная встреча с друзьями и коллегами в шахматном клубе, вновь напряженная каждодневная работа. Выяснилось, что еще не во всех школах решены проблемы с инвентарем, очень трудно организовывать занятия в больших по количеству учащихся классах. В одном классе 35 учеников, в другом 22, а в идеале должно быть не больше 12-15, тем более что сам урок для первоклашек не может длиться больше 35 минут. В некоторых классах приходилось вести занятия сразу двум тренерам, зачастую необходима была помощь и классного руководителя. Но очевидным было главное – неподдельный интерес детей к занятиям. Рад, что я не ошибся при выборе кандидатур тренеров. Это настоящие фанаты шахмат, и главную задачу – привить детям “шахматный вирус” они решили успешно. Вместе с Михаилом Солуквадзе, главным специалистом министерства образования по спорту, мы побывали во всех классах Батуми. Затем поехали в Кобулети, второй по величине город Аджарии. Чудесный курортный городок с уникальным микроклиматом. Кобулетский район богат спортивными традициями, хорошо развиты такие виды как борьба, футбол, велоспорт. Затем побывали в Хелвачаури. Оставалось совершить “марш-бросок” по горным районам Аджарии. И начать мы решили с высокогорного района Хуло… Трудолюбивый, дисциплинированный и смелый народ живет в Хуло. А какие чудесные дети! Здесь хорошо сохранились традиции предков. Авторитет педагога, как и авторитет врача, огромен. Из Хуло мы поехали в святое для всех грузин место Диди-Аджара. Именно отсюда после трехсотлетнего турецкого ига, чудом сохранившееся православие вновь вернулось на грузинскую землю. Есть в Диди-Аджара и уникальный шахматный клуб… В Диди-Аджара почти все жители, от мала до велика, играют в шахматы и поют. Этакая народная шахматная консерватория под облаками… После Хуло мы спустились немного вниз в Шуахеви, и здесь мы увидели великолепно организованные уроки шахмат. А как радовались дети и тренеры привезенным нами демонстрационным доскам, ведь все 3 месяца они смотрели на маленькую доску от магнитных шахмат. Но программу Всеобуча они освоили прекрасно. Лес рук, стремительный бег к доске и радость от похвалы за правильный ответ… Из Шуахеви наш путь лежал в Кеда. И здесь мы убедились, что 3 месяца прошли не напрасно. Дети прекрасно освоили начальную программу, в чем большая заслуга их тренера Бадри Болквадзе…

После возвращения в Батуми мы провели несколько совещаний и занятий с тренерами. Было очевидно, что первый этап Всеобуча, несмотря на все трудности, прошел успешно. И тренеры накопили достаточный опыт, чтобы с 1 сентября начать работу с новыми первоклассниками. Выяснилось, что уроки шахмат хотят видеть в своих школах еще несколько десятков директоров по всей Аджарии. Значит, потребуются новые тренеры, их поиском и подготовкой займутся уже те, кто получил Сертификат Академии Каспарова. В день отлета мне удалось встретиться с главой Аджарии Асланом Абашидзе. У нас состоялся большой и очень содержательный разговор, и Аслан Ибрагимович обещал всесторонне поддерживать и развивать наш шахматный проект… Я уверен, что проект “Шахматы в школе”, который мы вместе начинали, будет обязательно реализован… В октябре я вновь обязательно полечу в Батуми. Надо готовить новых тренеров, решать новые проблемы, жизнь продолжается.

 

Комментарий И.Г.Сухина: Сочный, образный слог Валерия Цатуряна завораживает, равно как и масштабность задач Шахматного всеобуча а Аджарии. В.Цатурян пишет: "Первый этап “Всеобуч” предполагал обязательное обучение всех первоклассников основам шахмат". Очень важно, что обучение решено начинать именно с 1-го класса!

 

Из статьи "От любви к уважению", 23 июля 2003

…Поэтому я и ценю выше всего … возможность индивидуальной работы. Даже в том случае, если необходимо просто научить ребенка играть для общего развития. Кстати, в последнее время я все чаще обучаю шахматам детей, у которых очевидны психологические и поведенческие нарушения. Что только не делают бедные учителя в общеобразовательных школах, чтобы хоть как-то смягчить гнет такого “непоседы с пропеллером” на уроках в классах. Ничего не помогает, ни “карцер” на задней парте, ни постоянные замечания и вызовы родителей. Эти дети нуждаются в индивидуальной коррекции поведения, и шахматы могут выступить в качестве универсального средства. Проходят месяцы, прежде чем такой ребенок научится усидчивости и реализует свои интеллектуальные способности. Мы шутим, играем, иногда надо дать и возможность поваляться на полу, чтобы выплеснулась хоть часть энергетического потенциала. Главное, чтобы занятия доставляли ребенку радость. Разве возможно такое в обычной школе? А спустя годик-другой уже учителя общеобразовательной школы удивляются, что же произошло с этим непоседой, чем объяснить его высокие оценки и спокойное поведение на уроках. Для меня воспитание такого ученика порой приносят не меньше радости и творческого удовлетворения, чем подготовка юных чемпионов. Интересно, что в подобных случаях и родители проявляют гораздо больше понимания, хотя у меня и были случаи, когда мечтали лишь о снижении оборотов “пропеллера”, а потом начинали строить далеко идущие спортивные планы.

 

Из статьи "Бархатная эволюция", 28 июля 2003

В далеком высокогорном селе Аджарии я рассказывал детям о шахматах. После урока ко мне подошли два малыша и сказали: “Спасибо, учитель!”. Это были слова от чистого детского сердца, и я почувствовал себя счастливым. Таким же счастливым, когда свыше 30 детей в спецшколе для умственно отсталых детей, сидя на полу и подоконнике, слушали меня, затаив дыхание, больше часа. А в приоткрытые двери пионерской комнаты заглядывали учителя школы, которые ничего не могли понять, для них это было чудом. Таким же счастливым, когда я рассказывал о шахматах в полузаброшенном доме для престарелых. Человеческое сердце не обманешь, в нем неизбывная потребность творить и радоваться жизни. Люди нашу игру принимают сердцем и легко понимают.

 

Из статьи "Куриный бог" для мальчика Славы", 7 ноября, 2003

Это была уже третья поездка в Батуми. После совещания с тренерами стало ясно, что новый учебный год по программе “Шахматы в школах Аджарии” начался хорошо. Все школы обеспечены необходимым инвентарем, уроки шахмат включены в учебное расписание. Но одна проблема все же была. Первоклассники, с которыми начали заниматься весной, не успели полностью освоить курс Всеобуча, а с нового учебного года тренеры были вынуждены вновь набирать первоклассников. Но не бросать же на половине пути детей из первого набора, и мы приняли решение сделать 1 дополнительный урок в неделю, а после завершения полного курса дать им возможность заниматься факультативно. Общественный резонанс от проведения программы на первом этапе был так велик, что многие школы изъявили желание ввести уроки шахмат для первоклассников в основное расписание. Пока это сделать не удалось, необходимы и дополнительное финансирование и новые курсы и семинары по подготовке преподавателей.

Несколько тренеров предложили начинать обучение шахматам со второго класса, объясняя это тем, что дети уже более адаптированы к занятиям в школе, более самостоятельны. Определенный резон в этом есть, особенно, если учитывать возраст многих первоклашек, которые приходят в школу шестилетними. Но все же основная группа тренеров посчитала, что гораздо важнее то обстоятельство, что дети уже в первом классе приобретают навыки логического мышления. К тому же, почти в каждой школе есть и другие кружки и факультативы, а для нас важнее приоритет шахматного образования.

Интересно еще одно, новое направление, которое наметилось во время пребывания в Батуми. Интерес к обучению шахматам проявило руководство государственного университета Аджарии. Этот проект нашел полную поддержку и у главы республики Аслана Абашидзе. Было решено со следующего учебного года реализовать программу обучения шахматам всех первокурсников университета. Учитывая, что в среднем на первом курсе обучается более 1000 человек (более 40 групп) – задача довольно непростая. Учебник для Всеобуча здесь уже не годится, нужно создавать новое методическое пособие, да и штат тренеров-преподавателей потребуется немалый.

Уже более 30 лет, помимо основной тренерской работы, я занимаюсь обучением шахматам детей с нарушениями развития. В основном, это были дети с различной степенью умственной отсталости, олигофрены. Буквально за месяц до моего приезда в Батуми открылась первая частная школа для детей с нарушениями развития. В свое время в Аджарии была спецшкола, затем ее закрыли, а потребность в подобном учебном заведении не исчезла. Только в Батуми в органах попечительства и опеки зарегистрировано около 180 подобных детей. Меня, безусловно, заинтересовала работа этой школы, так я и познакомился с ее директором Нино Гвалия. Интеллигентный и обаятельный человек, профессиональный психолог Нино решилась на этот шаг отнюдь не случайно – ее любимый сын болен тяжелой формой ДЦП. Она не понаслышке знает, какие страдания и муки выпадают на долю родителей подобных детей, сколько любви, терпения и труда необходимо для полноценной заботы о них. Я предложил Гвалия провести тестирование детей, а затем организовать индивидуальное обучение шахматам и музыке. Всего детей в школе было 12. Родители вынуждены сами оплачивать аренду квартиры, питание, необходимое оборудование. У любой школы, даже при государственной поддержке и финансировании, начальный период становления связан с большими трудностями. Что же говорить о проблемах отчаявшихся на этот шаг родителей больных детей. Мне удалось привлечь внимание к школе со стороны министерства образования республики. В один из дней школу посетили министр образования Нани Гугунава и другие ответственные работники министерства, пришло и немало местных корреспондентов. Было решено придать школе статус государственной, но для этого необходимо специальное решение парламента и правительства Аджарии. Во время занятий с детьми я понял, насколько запущено их самообразование, но вместе с тем и как они нуждаются в новых, игровых формах общения. Наиболее успешно прошли занятия с мальчиком 8 лет, зовут его Слава, у него также тяжелая форма ДЦП. Пришлось как-то выкручиваться с помощью обычной шахматной доски, хотя очевидно, что нужны специальные магнитные шахматы, и большие и маленькие. Я подружился со Славой, очень привязался к нему, думаю, что это чувство было взаимным. Очень тяжело было уезжать из Батуми, зная, что оставляю его в самом начале процесса обучения и адаптации. Что поделаешь, остается надеяться, что я еще не раз приеду в Батуми, встречусь с ним и другими детьми. Уверен, что удастся подготовить и специального преподавателя шахмат из числа сотрудников школы, тем более, что среди них немало талантливых и душевно чутких молодых людей. В такой школе можно работать только по призванию, случайные люди здесь не задерживаются. Понадобятся новые методические материалы, вместе с обучением шахматам намечено и обучение больных детей музыке. Была осень, довольно дождливая и детей спецшколы редко вывозили к морю. Мне так и не удалось со Славой “побродить” по берегу, поискать вместе камень счастья, который многие называют “куриный бог”. Все, что в наших силах – это подарить детям мечту и помочь ее реализовать, а остальное за нас решит судьба. Возможно, что среди тех, кто прочтет эти строки, найдутся люди, которые искренне захотят помочь больным детям из Батуми. Вы можете обратиться напрямую ко мне, и я подскажу, как это можно сделать.

 

Комментарий И.Г.Сухина: Ещё раз подчёркиваю, замечательно, что начали с первоклассников! Абсолютно согласен со следующими словами В.Цатуряна: "Гораздо важнее то обстоятельство, что дети уже в первом классе приобретают навыки логического мышления". А также: "Для нас важнее приоритет шахматного образования". Самого серьёзного внимания заслуживают и наработки автора в области реабилитации. В статье А.В.Цатурян "Шахматно-музыкальная игротерапия, как средство интеллектуальной и социальной реабилитации детей с нарушениями развития психики" читаем: "Игротерапия для лечения психики больных людей с различной степенью “слабоумия” была применена впервые (около 30 лет назад) шахматным педагогом–тренером Валерием Цатуряном".

 

Из статьи "Вакансия - шахматный менеджер", 29 ноября, 2003

27 ноября в здании ЦДШ состоялось очередное заседание ДЮК РШФ. Повестка дня оказалась очень насыщенной. Думаю, что информация о заседании ДЮК будет интересна многим тренерам и специалистам шахмат… Большое значение приобретает и всесторонняя поддержка Министерства образования РФ. Ее представитель Барканов Сергей Владимирович пообещал ДЮК оперативную помощь… Было решено создать подкомиссию “Шахматы и образование”. Возглавил ее автор многих известных книг по шахматам для детей Сухин Игорь Георгиевич. Это очень важное направление работы. Будем надеяться, что энергичному и по-настоящему влюбленному в свое дело Сухину удастся в ближайшие годы реализовать многие интересные идеи развития шахмат не только в школе, но и в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования…

 

Что ещё почитать по проблемам реабилитации:

А.В.Цатурян "Шахматно-музыкальная игротерапия, как средство интеллектуальной и социальной реабилитации детей с нарушениями развития психики" (МГУ им. М.В.Ломоносова) - http://www.nature.ru/db/msg.html?mid=1156813&s=122100000. Или - http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/gi.htm. Или - http://defacto.examen.ru/db/ExamineBase/catdoc_id/BC68C50B7CBB6BE4C3256A29006782AF/rootid/BCD8A4FC42508700C3256A39005E8AE6/defacto.html. На последней веб-странице почему-то не указано, что автор статьи А.В.Цатурян.

 

М.Фельдман "От шахмат — к хорошему самочувствию" (адрес опыта — город Тобольск)

 

Д.Д.Комаров, А.А.Жестерев "Использование шахмат для социальной адаптации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью"

 

Д.Д.Комаров "Развитие интеллектуальных способностей и социальная реабилитация психически больных и умственно отсталых с помощью шахмат"

 

 

Другие важные материалы сайта

 

Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Шахматный курс в начальной школе: история становления

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"

 

Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"

 

Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"

 

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/z_tzaturyan.htm

© 2004 Цатурян В.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz