Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

В.М.Моисеев "Из опыта ведения уроков шахмат в школах города Новочебоксарска"

(по воспоминаниям О.Н.Сизенковой, дополненных личными воспоминаниями)

 

На фотографии учителя из школы №6: Жанна Николаевна Семахина (слева) и Галина Леонтьевна Яковлева (справа, с подарком - книгой И.Г.Сухина "Удивительные приключения в Шахматной стране")

История шахматного всеобуча в Новочебоксарске (Чувашская Республика) берёт начало с 1976 года, когда первый директор школы №6, заслуженный учитель РСФСР Владислав Гаврилович Надеждин пригласил из районного центра Урмары преподавателя математики Петра Алексеевича Москалёва для ведения уроков шахмат. Петр Алексеевич – довольно-таки сильный шахматист-практик, неоднократный участник чемпионатов Чувашии, фронтовик. Однако к тому времени у него уже были серьезные проблемы со здоровьем (он потерял на войне ногу) и потому не мог уделять много времени изучению теории. Больше занимался организацией шахматных соревнований внутри классов и школы. Неоценимую помощь при внедрении нового направления оказали Петру Алексеевичу на первых порах учителя начальных классов, из которых в первую очередь необходимо отметить Таисию Борисовну Андрианову, Валентину Федоровну Мосолову и Фаину Ильиничну Окладникову.

Через несколько лет П.А Москалёв перешёл в школу №12, где продолжил вести шахматную деятельность вплоть до своей кончины в 1990 году.

Новый импульс шахматный всеобуч получил в 1988 году. По инициативе неутомимого Владислава Гавриловича Надеждина для организации уроков шахмат в школе №14 был оборудован шахматный класс, заказаны специальные столы, закуплены демонстрационные доски, комплекты шахмат, стены класса были расписаны картинами на тему шахматных баталий. Из Москвы был выписан комплект портретов чемпионов мира по шахматам.

Вести занятия по шахматам пригласили неоднократную чемпионку Чувашии перворазрядницу Ольгу Николаевну Сизенкову. У нее не было педагогического образования (имела высшее техническое). Но все вполне понятные трудности компенсировались огромным желанием администрации и, в первую очередь директора Надеждина Владислава Гавриловича и завуча Евгении Ивановны Басаргиной, помочь ей на первых порах с освоением новой для себя профессии.

Сначала занятия велись в параллели 3-х классов по 2 часа в неделю. Специальной программы обучения у Ольги Николаевны не было, да и опыта тоже, так как она пришла в школу с инженерной работы. Материал к урокам собирала по крупицам из шахматных книг и учебников, вручную рисовала карточки с заданиями. Один год шло обучение всех ребят, затем желающие занимались в шахматном кружке. Вскоре пришли и спортивные успехи. Так, команда школы №14 трижды становилась победителем республиканского турнира “Белая Ладья”, шахматисты школы не раз становились победителями и призерами городских и республиканских соревнований.

Но всеобуч и шахматную жизнь в школе удалось организовать главным образом благодаря энтузиазму ее директора В.Г. Надеждина. После его безвременной кончины в 1990 году эта работа потихоньку сошла на “нет”. Сначала шахматистов “выселили” из оборудованного класса и загнали в неприспособленное для занятий помещение. Затем администрация стала сокращать часы.

Кстати, ввиду того, что шахмат, как урока, нет в общеобразовательной программе, то и часы, где бы она ни работала, ей выделялись воспитательские. Это обстоятельство не устраивало Ольгу Николаевну, так как каждый год нагрузка менялась (часто в сторону уменьшения) в зависимости от того, сколько воспитательских часов “спустят” школе из ГОРОНО. Воспитательская нагрузка – 30 часов в неделю. Шахматные занятия проводились в виде уроков, как преподаватель с нагрузкой 18 часов в неделю.

В 1995 году О.Н. Сизенкову пригласил работать в школу №8 ее тогдашний директор Макаров Владимир Елисеевич. Это было время, когда спортивная жизнь в городе и республике словно замерла: не проводилось никаких соревнований из-за отсутствия финансов. Но во многих школах стали появляться, как грибы, лицейские и гимназические классы в начальном звене. Стало модным проводить в этих классах необычные интеллектуальные занятия, каковыми являются шахматные уроки. В школе №8 был организован шахматный всеобуч. Так как шахматные турниры почти не проводились, то и задачи перед ней стали возникать другие; не спортивные достижения, а творческое и интеллектуальное развитие младших школьников на уроках шахмат. В математических (сильных) классах уроки проводила с первого по третий класс, т.е. 3 года один раз в неделю. Обучение шахматам с первого класса – это, в основном, пожелание классных руководителей и родителей. По мнению Ольги Николаевны, целесообразно обучать детей шахматной игре лучше со 2 класса, когда они уже адаптированы к школе, дисциплинированы и внимательны. А по объему знаний ребята, начавшие обучение позже догоняют тех, кто начал учиться шахматам с 1 года. Как раз в остальных классах параллели (кроме сильных) она начинала обучение со 2 (иногда 3) года, именно потому, что дети в этих классах менее подготовлены к школе.

Занятия обязательны для всех, поэтому Ольга Николаевна и называет их уроками. Но проводила она уроки в группах продленного дня. Такие группы имели сильные классы и классы коррекции. Дети находятся в школе в продленке до 15 часов, и в любое послеобеденное время она могла прийти в класс и провести шахматный урок. В других классах, не имеющих продленку, шахматы ставили в расписание последним уроком, никогда не разбивая основное расписание уроков. Если какой-либо класс не “втискивался” в послеурочное расписание, просто с ним не работала. Возможно, она брала его на следующий год, естественно, обучение сокращалось, но охват классов всеобучем в итоге был 100-процентным.

Надо сказать, что всем учителям нравилось, что их дети занимаются на шахматных уроках, и в начале года просили Ольгу Николаевну, чтобы она не забыла включить именно их класс в расписание.

Успех преподавателя шахмат во многом зависит от личности учителя начальных классов, их умения и желания привить интерес ребят к древней игре. Так, в школе №14 можно отметить Галанину Нину Михайловну, Степанову Ирину Ивановну, Храмову Любовь Васильевну и Николаеву Реву Николаевну. А в восьмой школе неоценимую помощь оказали Максимова Алевтина Андреевна, Аникина Роза Викторовна и Балашова Ирина Александровна.

Возникли сложности с помещением для шахматных занятий. Сначала нашелся класс для послеобеденного времени, но затем и его не стало. Поэтому в последние годы приходилось просто ходить по классам с демонстрационной доской и комплектом шахмат. Отсутствие отдельного помещения также создавало трудности для составления такого расписания, чтобы охватить все классы.

Теперь о программе. В журнале “Начальная школа” (1994, №9) была опубликована программа обучения шахматам в начальной школе Игоря Георгиевича Сухина. Она послужила основой для работы. Используя свой практический опыт, Ольга Николаевна, конечно, вносила в эту программу свои изменения и дополнения. Так, например, начальная стадия – изучение отдельных фигур, была сокращена. В программе Сухина подробная начальная стадия рассчитана на детей 6-летнего возраста. Школьники ходы фигур усваивали быстрее, и один урок посвящался одной фигуре. На данном этапе обучения, когда дети еще не умеют играть, ребятам очень нравилось решать дидактические задания и игры типа: “угадай цвет поля”, “перехитри часовых”, “найди кратчайший путь” и т.д. Также в качестве заданий использовалась книга С. Иващенко “1200 шахматных комбинаций”, задания подбирались в соответствии с тематикой программы.

Обучение шахматной игре на уроках имеет, на взгляд Ольги Николаевны, наряду со всеми известными достоинствами, ряд недостатков.

Во-первых, трудно и неэффективно работать в классах с численностью 25-30 человек. Иногда получалось делить класс пополам: одна половина занимается шахматами, другая, например, информатикой. Такие уроки были более плодотворны, но это были единичные случаи.

Во-вторых, занимаясь с одним классом 2-3 года, сталкиваешься с такой проблемой. Некоторые дети сильно увлеклись шахматной игрой, у них выявились способности, им необходимы специальные занятия. Другие дети, в основном девочки сильно отстают от первых, не любят шахматную практику – турниры. Таким образом, классных шахматистов во всеобуче трудно подготовить, возможно лишь дать хорошую начальную шахматную базу и, как отмечалось выше, всеобуч – это, прежде всего, развитие интеллектуальных, творческих, счетных способностей, логического мышления.

Ребята, продолжавшие заниматься шахматами в кружке после всеобуча, вскоре покидали шахматы и уходили в другие секции. Скорее всего, это связано с некоторым пресыщением шахматами и с тем, что в городе на тот момент не было условий для дальнейшего совершенствования шахматистов юношеского и подросткового возраста.

Материальная база со временем ветшала, шахматные фигурки терялись, доски ломались. У школ не было средств покупать новые комплекты шахмат. Дети стали приносить шахматы из дома.

Зарплата учителей стала мизерной. Таким образом, проработав 15 лет преподавателем шахмат, в конце 2003 года Сизенкова О.Н. покинула школу и работает сейчас в отрасли связи.

 

На фотографии учителя из школы №14: Стоят (слева направо) - Нина Михайловна Галанина, Ольга Николаевна Сизенкова, Светлана Кирилловна Чувашова, Екатерина Григорьевна Яковлева, Рева Николаевна Николаева; сидят (слева направо) - Тамара Ивановна Кудрявцева, Ирина Ивановна Степанова, Любовь Васильевна Храмова.

 

Комментарий И.Г.Сухина: Отдадим должное данным воспоминаниям – очень интересные и ценные наблюдения, хорошо поставленные вопросы. Прежде чем ответить на некоторые из них, мне хотелось бы остановиться на том, что оказалось за рамками данной статьи и привести фамилии учителей начальных классов, которые также как и другие герои данной публикации, много сделали для того, чтобы шахматы в Новочебоксарске стали хотя бы и временно, но уроком. Именно благодаря ним - подвижникам в школах №№6, 8 и 14 шахматами охватывались все классы начальной школы без исключения. Я уже писал на своём сайте, что в различных регионах РФ трудится немало скромных учителей начальных классов, горячо поддерживающих идею Шахматного всеобуча. В середине декабря 2004 года для одной из таких ярких звёзд - учительницы гимназии №6 Галины Леонтьевны Яковлевой, я послал на имя директора гимназии вместе с сопроводительным письмом в подарок свою лучшую книгу "Удивительные приключения в Шахматной стране". Книгу в торжественной обстановке на педсовете вручил педагогу сам Владимир Николаевич Ющенко - директор гимназии. Отмечу, что произошедшее явилось для учителя и для директора полнейшей и очень приятной неожиданностью. Галина Леонтьевна - страстная пропагандистка шахмат, она всегда агитировала родителей личным примером. Многие годы она бескорыстно проводила работу по популяризации шахмат в начальной школе. В гимназии №6 выделю также Жанну Николаевну Семахину и Елену Викторовну Беляеву. Они прекрасные пропагандисты шахмат. То же самое с полным правом можно сказать об учителях начальных классов Ирине Ивановне Степановой, Екатерине Григорьевне Яковлевой из школы №14, о Розе Викторовне Аникиной, Ирине Павловне Филипповой из школы №8, Любовь Васильевне Полуниной из школы №9. В этом же ряду Нина Николаевна Лепилова, Галина Федоровна Земченкова и Татьяна Борисовна Сафронова из школы №12.

Укажем также школу №16, где заветам В.А.Сухомлинского верны Валентина Ивановна Лучинская и Надежда Николаевна Алексеева. Валентина Ивановна - коренная одесситка, после пединститута она работала в Челябинской области, одного из столпов Шахматного всеобуча. Поэтому, когда Валентина Ивановна приехала в Новочебоксарск, то не мыслила начальной школы без шахмат. Сама разыскала педагога В.М.Моисеева, уговорила его вести уроки, которые проводились в школе более пяти лет. Надежда Николаевна Алексеева готова была возиться с детьми круглые сутки. Она заняла третье место в городском конкурсе "Учитель года", а затем перешла на другую работу и теперь занимает должность заместителя директора газеты "Из рук в руки". Жаль, что педагогика потеряла еще одного увлеченного человека. И пока ситуация с должной оплатой самого трудного и самого благородного педагогического труда не будет решена, ситуацию не исправить. А теперь вернуть к Интернет-статье и выделю несколько существенных моментов. Цитирую: 1. “Обучение шахматам с первого класса – это, в основном, пожелание классных руководителей и родителей”. Очень разумное и верное пожелание. 2. “По мнению Ольги Николаевны, целесообразно обучать детей шахматной игре лучше со 2 класса, когда они уже адаптированы к школе, дисциплинированы и внимательны”. Это вопрос целей. Для достижения целей спортивного совершенствования – чем ребёнок старше, тем педагогу легче работать. Но для эффективного формирования внутреннего плана действий ребёнка, следует начинать в 1-го класса (сензитивный период пропускать нельзя!) Именно благодаря занятиям шахматами дети и становятся, в частности, более внимательными и дисциплинированными. При обучении азам шахмат, как и другим предметам, труднее не учить, а переучивать. Когда педагог, например, объясняет второклассникам, что самую сильную фигуру называют “ферзём”, то уже прошедшие некачественное домашнее “обучение” дети подчас очень долго величают его “королевой”. А это совсем не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. Поэтому нас не могут не удивлять некоторые шахматные учебники для детей, где авторы, сюсюкая с детьми, сами называют ферзей “королевами”. Это недопустимо. Чем старше дети, тем сложнее учителю шахмат проводить первый этап обучения, - порой возникают огромные “ножницы” в знаниях ребят. Поэтому следует начинать как можно раньше, тогда, когда у малышей примерно одинаковый жизненный и шахматный багаж. 3. “Успех преподавателя шахмат во многом зависит от личности учителя начальных классов, их умения и желания привить интерес ребят к древней игре”. Золотые слова! 4. “Трудно и неэффективно работать в классах с численностью 25-30 человек”. Верно, поэтому общепринятая рекомендация – делить класс пополам. Так, например, работают в Москве. 5. “Некоторые дети сильно увлеклись шахматной игрой, у них выявились способности, им необходимы специальные занятия. Другие дети, в основном девочки сильно отстают от первых, не любят шахматную практику – турниры. Какое замечательное наблюдение!!! Здесь очень важный момент!!! Он ключевой в вопросах первого года обучения шахматам в школе. Ни в коем случае не следует спешить с участием в турнирах и других соревнованиях. Настораживает тенденция последних лет сделать шахматы только спортом – это катастрофа, путь в никуда. Практика однозначно свидетельствует о том, что пока шахматы являются в школе только уроком (весёлым, занимательным, загадочным), то все дети (и мальчики, и девочки) примерно одинаково включены в учебный процесс. Когда же педагог форсирует учёбу и пытается всем привить интерес к турнирам, многие девочки и некоторые мальчики “выпадают в осадок” (поймите правильно – им не хочется проигрывать, и упрекать их за это преступно). Беда современного этапа всеобуча заключается в том, что очень во многих регионах шахматные уроки в школах протекают по одному и тому же сценарию. Вот он. На вопросы учителя из 25 детей бодро отвечают 4-5, и у педагога создаётся иллюзия, что урок идёт хорошо. Он не замечает, что у остальных 20-и “ступор” - материал слишком сложен для основной массы (таких программ тьма). Более того, педагогам-разрядникам вообще не интересны эти 20 “нулевиков”, они старается как можно скорее изложить скучный (для разрядника) базовый материал и дотянуть лучших до своего уровня. А задача всеобуча совершенно иная – “продвинуть вперёд” слабых и средних учеников!!! А 4-5 лучших учеников учитель должен сделать своими помощниками в этом процессе. Нужно поступить так, чтобы чемпион класса не ворчал: “Когда же мы будем играть?” (Вы думаете, он хочет играть? Нет. Он хочет выигрывать, а это разные вещи), а помогал учителю обучать неуспевающих. Данное соображение не относится к педагогам из Новочебоксарска – они прекрасно работали, я просто осветил важную проблему, которая до сих пор оптимально не решена. Нужно чётко различать урок и кружок, а в школах порой это одно и то же. И это губит дело. Кружок не мыслим без соревнований, а урок должен строиться по совершенно другим технологиям. Отрицательные стороны соревнований блестяще осветил ещё Дени Дидро (1713 - 1784). Если Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771) писал, что "соревнование есть одно из главных преимуществ общественного воспитания перед домашним воспитанием", то Дидро в работе "Систематическое опровержение книги Гельвеция "Человек", писал (после приведения данной цитаты о соревнованиях): "Я провёл первые годы своей жизни в общественных школах, и я наблюдал, как четыре или пять более способных учеников занимали последовательно в течение всего года почётные места, лишая этим остальных учеников мужества и охоты. Я наблюдал, как учитель устремлял все свои заботы на эту отборную группу, пренебрегая всеми прочими детьми… Я наблюдал, как они дважды в неделю возвращались к себе домой, где они исполнялись отвращением к занятиям, которое сообщали потом своим товарищам". Мой тезис "Шахматы - без проигравших!" (на уроке). 6. “Классных шахматистов во всеобуче трудно подготовить”. Это и не нужно. Тем более что далее в статье совершенно точно расставлены акценты: “Таким образом, возможно лишь дать хорошую начальную шахматную базу и, как отмечалось выше, всеобуч – это, прежде всего, развитие интеллектуальных, творческих, счетных способностей, логического мышления”. 7. “Ребята, продолжавшие заниматься шахматами в кружке после всеобуча, вскоре покидали шахматы и уходили в другие секции”. Очень типичное огорчение для энтузиастов. А на самом деле, просто замечательно, что ребёнок пройдя шахматный курс (и взяв от шахмат именно то, что пригодится в жизни), пробует себя в других сферах. Многие наши выдающиеся мужи поступили точно таким же образом (отчасти, поэтому они и стали выдающимися в самых различных сферах) и не жалеют об этом. Наоборот, для них и сейчас шахматы – любимое искусство, прекрасный досуг. А вот зацикливание только на спортивной стороне шахмат чревато! Каждый человек должен стремиться реализовать себя, при этом приобретённое благодаря шахматам логическое мышление пригодится подавляющему большинству детей. Шахматы становятся добрым помощником, помогающим выработать шкалу жизненных ценностей и т.п. 8. “Так, например, начальная стадия – изучение отдельных фигур, была сокращена. В программе Сухина подробная начальная стадия рассчитана на детей 6-летнего возраста. Школьники ходы фигур усваивали быстрее, и один урок посвящался одной фигуре”. Ещё один существенный момент. Ещё раз повторяю – спешить нельзя, даже если это делается из благих побуждений. Более того, увиденное за последние годы убеждает меня в том, что материал следует проходить ещё медленнее, чем это прописано у меня в программе (сами дети стали слабее, ранимее и т.п.) Мы формируем внутренний план действий, а это дело очень трудное и хлопотное. До сих пор психологи всего мира спорят, как этого добиться (вопрос этот прозвучал и в секции “Школьный психолог” на последнем августовском Интернет-педсовете). Вот некоторые соображения, которые после прочтения данных замечательных материалов снова заставили меня взяться за перо. В них есть ещё немало интереснейшего, и я думаю, что воспоминания будут с интересом прочитаны всеми шахматными учителями.

Дополнение И.Г.Сухина от 11 февраля: 18 февраля 2005 года школа №14 (о которой здесь написано немало хороших слов) торжественно отмечает своё двадцатилетие. Подготовка к празднеству начата заблаговременно, намечена и принята к исполнению обширная культурно-спортивная программа. Приятно, что не забытой оказалась и наша древняя, мудрая игра. В первую декаду февраля здесь прошло первенство школы среди учащихся младших классов, проведённое Ириной Ивановной Степановой и Татьяной Иосифовной Юриновой. В соревновании приняли участие 33 юных шахматиста. Вот имена призёров. Мальчики: 1. Семенов Павлик - 4 "б". 2. Гаврилов Вася - 3 "а". 3. Гончаров Кирилл - 4 "в". Девочки: 1. Береснева Лиза - 4 "а". 2. Артемьева Женя - 4 "г". 3. Майорова Маша - 2 "г".

Желаю педагогическому коллективу школы №14 новых творческих свершений!!!

 

Ещё читать по теме:

А.В.Благодарный "Уроки шахмат в 1-м классе общеобразовательной школы"

Г.В.Ковалёва "Шахматы в Нефтеюганском районе"

И.Р.Андреева "Шахматы и школа" (Кемерово)

А.А.Якименко "Шахматы в школах Новороссийска"

Р.Г.Валеев "Эксперимент в Нижнекамске"

О.В.Трофимчук "Шахматы на Чукотке: Письмо и анализ работы клуба "Белая Ладья".

В.И.Волошкин "Шахматный всеобуч в Белгороде".

"Шахматы в Нижнетыхтемской общеобразовательной школе" - Башкортостан.

 

Программа "Шахматы, первый год"

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин “От сказки к шахматам”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Программа "Шахматы, второй год"

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

Программа "Шахматы, третий год"

Шахматы в школе

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

Империя ссылок

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/z_moiseev.htm

© 2005 Моисеев В.М., Сухин И.Г.

 

 

 

Hosted by uCoz