Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

В.М.Калибердин “Экскурс по известным работам”

От автора

"Научиться играть в шахматы легко, но трудно научиться играть хорошо", - писал Х.Р.Капабланка.

Их правила просты и понятны, поэтому после первого прикосновения к шахматным фигуркам многие становятся очарованными игрой навсегда.

Знакомство с шахматами в юном возрасте даёт возможность в будущем достичь мастерского или гроссмейстерского уровней. Конечно, добиться этого непросто. Сначала необходимо пройти тернистый путь от четвёртого к третьему, второму и первому разрядам, получить звание кандидата в мастера спорта.

Играя в турнирах, можно повысить или подтвердить шахматную квалификацию. Но стремительный рост только практической игрой не обеспечишь. Необходимы большие теоретические знания. Приобрести их можно только на занятиях либо в кружках, либо в ДЮСШ или самостоятельно из книг или при помощи компьютеров.

Шахматы счастливо сочетают в себе элементы спорта, искусства и науки. В практической игре превалирует спортивная сторона. Элементы искусства наиболее проявляются в шахматной композиции. Анализируя творчество выдающихся шахматистов мира, комментируя свои и чужие партии, готовясь к предстоящим соревнованиям, вы приближаетесь к науке.

Данное методическое пособие предназначено в первую очередь маленьким “профессионалам” решившим в “бою” проверить свои способности свой характер. Но для начала необходимо подготовиться к сражениям.

Не скрою – буду, удовлетворён, если и тренер или родитель сочтёт полезным данную работу.

Также приму с благодарностью все замечания и предложения по улучшению, как данной работы, так и других.

 

В шахматной литературе временами обсуждается вопрос, какой возраст следует считать оптимальным для обучения ребёнка шахматной игре? Ответ на него отчасти зависит от угла зрения, т.е. от того, рассматриваем ли мы такое обучение как пролог к шахматной карьере или, считая шахматы в первую очередь важным элементом общечеловеческой культуры, желаем обеспечить гармоничное и всестороннее развитие личности малыша. Несмотря на то, что методичка посвящена отнюдь не вопросам подготовки профессионалов, хотя нельзя исключать и подобную возможность, можно позволить себе вкратце остановиться на проблеме раннего выявления талантов и узкой специализации.

Существует ли в природе специфическая, генетически обусловленная шахматная одарённость? Скорее можно ответить на этот вопрос отрицательно. Другое дело, что, будучи удивительно “человечной” игрой, шахматы дают возможность проявить себя достаточно разнообразным интеллектам. Ведь в нашей игре одинаково важны и точный расчет, и интуитивный охват проблемы, и способность к философскому обобщению. Порой изумляешься, когда наблюдаешь, как по окончании партии шахматисты обмениваются впечатлениями о только что случившемся. Диапазон взаимопонимания простирается от полного консенсуса до диаметрально противоположных методологических подходов! То, что считал наиважнейшим в позиции один из игроков, другой мог вообще не рассматривать, руководствуясь лишь отвлеченными рассуждениями! Причем в известном смысле в плане поиска оптимального решения правы (каждый со своей точки зрения!) были оба, и никакому жюри не под силу раз и навсегда расставить по ранжиру приоритеты различных подходов.

…Шахматы прекрасно охватываются человеческой интуицией и, в свою очередь, развивают, тренируют её. Их можно рассматривать как достаточно универсальный интеллектуальный язык, позволяющий на уровне образов улавливать и впитывать незримые связи, существующие между объектами, упорядочивать и систематизировать информацию, что помогает во многих областях. Так, ребята, активно занимающиеся в России шахматами, успешнее учатся в школе, а зрелые шахматисты-профессионалы, решившие в силу жизненных обстоятельств стать математиками -программистами, обычно быстро и сравнительно легко справляются с задачей переквалификации.

Как же происходит знакомство с Игрой и начальным этапом становления шахматиста? Свидетельства очевидцев о первых шагах Капабланки и Каспарова - шахматистов, поражавших своими способностями с раннего детства, - утверждают, что оба будущих чемпиона освоили правила движения фигур “самостоятельно” в возрасте четырех-пяти лет, подолгу наблюдая за игрой взрослых. Процесс можно уподобить обретению детьми способности говорить: в обоих случаях ребенок удовлетворяет свою огромную биологическую потребность в познании окружающего мира.

Вообще говоря, развитие шахматистов, усвоение ими стратегических принципов происходит по-разному. Нам известно достаточное число случаев, когда предоставленный сам себе ребёнок в возрасте 6-8 лет, ознакомившись с шахматной нотацией, начинал чисто механически разыгрывать напечатанные партии по тексту. Если у него сохранялся мотивационный механизм, чтобы продолжать это занятие достаточно длительное время (от одного до нескольких месяцев), результаты впечатляли. Малыш быстро осваивал тот трудноформируемый комплекс знаний и навыков, который обычно называют “шахматной культурой”. Ребенок начинал очень грамотно расставлять фигуры в дебюте, следить за эластичностью пешечных цепей, не говоря уж о таком компоненте, как борьба за центр. Однако способность к счету вариантов гораздо сильнее связана с возрастом и общим биологическим развитием. Для ведения счетной игры необходимо сохранять концентрацию на протяжении длительного времени. В раннем детстве эта способность обнаруживается лишь в исключительных случаях, но, вообще говоря, отнюдь не гарантирует блестящего шахматного будущего малыша.

Несмотря на сделанную оговорку, можно поощрять самостоятельные занятия шахматами в любом возрасте. Способствуя чисто шахматному прогрессу, они развивают и навыки обработки информации любого рода, заметно ускоряют то, что принято называть общим развитием.

Не забывайте, однако, что творчество и жажда познания не могут быть “механически” привнесены извне, а только инициированы тонким педагогическим воздействием. Впрочем, пока ребенок не “заболел” шахматами, проблем такого рода у педагога не возникает.

На что же следует обратить внимание, пытаясь “заразить” малыша?

…Маленького человека шахматы интригуют с двух сторон: не только, а зачастую и не столько как некая математическая модель с её правилами, а скорее как сказка, которой живут короли, королевы, всадники-кони, слоны, сказочные ладьи и древние пехотинцы. Многие известные шахматисты, вспоминая о своих первых шагах, подтверждают, что этот второй интерес у них предшествовал первому и инициировал его. Так обстоит дело в возрасте 4-5 лет. Случаи Капабланки и Каспарова можно считать редким исключением, связанным и с незаурядностью личностей будущих чемпионов, просто со стечением обстоятельств.

К семи годам ситуация меняется. Восприятием ребенком внешнего мира достигает более высокой степени адекватности, и сказка, интересная или смешная история, рассказанная учителем, служит скорее средством расслабления, переключения. В этом возрасте большинство детей все еще не способно сохранять концентрацию в течение значительного времени. И хотя шахматы объективно тренируют волю и дисциплину мышления, следует избегать опасного крена в этом направлении. Еще раз стоит напомнить: быстро и хорошо усваивается детьми только то, что им интересно! Так, может быть, не стоит учить их шахматам, подождав до более “зрелого” возраста? Тем более что статистика не обнаруживает четкой корреляции между возрастом “старта” и спортивными результатами в период зрелости. Ведь наряду с Капабланкой, Каспаровым или Решевским можно вспомнить и Михаила Ботвинника.

…Шестой чемпион мира познакомился с игрой в 12 лет, но уже через 4 года вошел в число сильнейших мастеров страны. Любопытно, что, несмотря на крайне ранний (для того времени!), возраст наступления спортивной зрелости, его никогда не считали за “вундеркинда”, а многие “старшие товарищи” даже ставили под сомнение шахматную одаренность молодого мастера. Это не случайно. Вероятно, возраст “старта” влияет на формирование стиля шахматиста. Красота игры видится детьми, прежде всего в динамике, парадоксальных тактических решениях, а не в общей гармонии или скрытой логике. Одно из неожиданных следствий этой разницы - тактическая зоркость и малое число просчетов у бывших “вундеркиндов” по сравнению с “переростками”. Шахматисты с поздним стартом должны пройти более жестокий “естественный отбор”, от них требуется исключительные волевые усилия.

Так нужно ли учить маленьких детей шахматам? Безусловно! И хотя Игре “покорны все возрасты”, раннее знакомство с ней, как показывает статистика, заметно ускоряет интеллектуальное развитие ребенка в других направлениях.

Практика “стихийного” обучения детей в России, да, вероятно, и во всем мире, свидетельствует, что подавляющее большинство будущих шахматистов знакомилось с правилами игры не по методикам умных взрослых, а в некотором смысле “комплексно”, имея дело сразу с большими комплексами фигур. Так обстоит дело, когда ребенок наблюдает за игрой товарищей и по началу мало что понимает в их действиях. Иногда ему предлагают поиграть самому, и в ходе этой игры начинающий неформально и быстро овладевает новой информацией. Некоторые ребята увлекаются и после первых успехов среди сверстников (разумеется, если такие к ним приходят!) начинают искать новых, более сильных партнеров в шахматных кружках и клубах. Но обычно стихийному этапу обучения не удается ликвидировать все “белые пятна” даже в элементарных познаниях детей.

Маленькие дети очень любознательны. Они, как правило, выражают свое отношение ко всему на свете с гораздо большей, чем принято у взрослых, непосредственностью. Поэтому даже непродолжительное интеллектуальное напряжение может утомить ребенка, убить в нем самый горячий интерес и вызвать у него непреодолимую потребность в переключении. Как должен вести себя в связи с этим педагог? Желательно заинтриговать детей преподнеся Игру в красочной сказочной упаковке, и не стремиться к форсированному усвоению нового. Нужно быть готовым при первых признаках утомления “уйти” от шахмат, рассказать какую-нибудь забавную историю, сказку, быть может (это не обязательно), с участием шахматных персонажей. У большинства детей отношение к шахматам непосредственно увязывается с отношением к “своему” учителю, поэтому путь к успеху шахматной педагогики пролегает не столько через умы, сколько через сердца маленьких подопечных.

В каком возрасте начинать занятия шахматами? Этот вопрос часто возникает как у родителей, так и тренеров. Если речь идет о вашем ребенке, ответ легко получить методом ненавязчивых проб, начиная с трехлетнего возраста. Помните, даже интеллектуальное минимальное насилие в этом деле противопоказано! Если вы имеете дело с группой детей в младшем классе школы, то ваша задача в чем-то сложней, но в чем-то и проще. В группе легче создать и укрепить атмосферу объединяющего всех интереса. Однако различие в темпераменте подопечных и некоторые иные особенности детей могут поставить вас в нелегкое положение. Ведь иной ребенок не только в 3-4, но и в 6-7 лет совсем малыш, и усадить его за шахматную доску просто немыслимо, тогда как другой в 4 года уже почти “взрослый”. Необходимо также помнить, что дети накапливают знания, информацию незаметно и выдают ее не плавно, а в форме качественных скачков, пусть меленьких, заметных шагов. Поэтому вас не должна удручать “неэффективность” вашей работы. Если у малыша что-то долго не получается, но вы чувствуете, что времяпровождение в группе, общение с вами ему интересно - не отчаивайтесь, наберитесь терпения. Прогресс наступит!

Реальная трудность состоит в неравномерности развития и – что греха таить! – различиях в одаренности детей. Но и тут не следует делать далеко идущие выводы на основании первых успехов или неудач. В будущем все может измениться. Однако при всем демократизме вашего отношения к подопечным нередко встречаются ситуации, в которых приходится выбирать меньшее из зол.

Можно ли развить способности?

Известно, что способности характеризуют, прежде всего, индивидуальные возможности человека. Они обеспечивают успешное выполнение деятельности и проявляются в быстроте овладения знаниями, умениями и навыками. А поскольку по меткому выражению Гете, шахматная игра – “пробный камень ума”, то способности и талант здесь чрезвычайно важны. Они включают в себя хорошую память, сообразительность, творческую фантазию, воображение и многое другое.

По мнению известного психолога А.Г.Ковалева, под способностью нужно понимать не одно какое-то свойство, а синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней.

Высшими уровнями одаренности является - талантливость и гениальность – представляют собой “ансамбль” высокоразвитых способностей человека. Даже при отсутствии ярко выраженных природных данных всестороннее развитие личности обеспечивает высокий уровень развития способностей человека к одной избранной им деятельности и достижение в ней довольно высоких результатов.

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и продуктивный (творческий). На первом уровне ученик легко усваивает знания и без особых усилий овладевает игрой, следуя известным образцам и достигая определенных результатов.

Творческий (продуктивный) уровень характеризуется тем, что ученик придумывает что-то свое, новое и интересное, творческое и оригинальное на занятиях и особенно в шахматной игре.

Самый высокий уровень развития способностей – талант, высший – гений. Если талант творит в пределах определенных, выдвинутых направлений и идей, то гений генерирует новые идеи, предлагая другие направления и глобальные пути развития шахматной игры.

Наиболее благоприятным периодом для развития способностей является детство. Все дети способны к какому-то виду деятельности. Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы увидеть и создать необходимые условия для их развития.

Роль родителей по воспитанию и интеллектуальному развитию ребенка, особенно в раннем возрасте исключительно велика. И это (воспитание) надо начинать делать как можно с раннего возраста в системе родители-дети, а затем тренер-ученик.

У большинства молодых родителей бытует мнение, что до 6 лет дети еще недостаточно зрелы для обучения. Скорее всего, наоборот, большинство взрослых (родителей и педагогов) недостаточны, зрелы и образованны, чтобы обучать детей. Если мы хотим действовать в интересах будущего, мы должны как можно раньше “не упускать” детей.

Подобное негативное отношение взрослых может привести к тому, что возникнет ситуация, когда талантливость и даже гениальность не будет замечена сначала в семье, затем в школе и спортивной секции.

Таких примеров в жизни предостаточно. Так будущих великих Чарльза Дарвина, Карла Линнея, Луи Пастора, Дмитрия Менделеева, Исаака Ньютона и Альберта Эйнштейна либо считали обычными детьми, а некоторых и вообще отстающими. Есть подобные примеры и в шахматах. Довольно поздно по современным меркам пришли в шахматы такие корифеи как А.Рубинштейн, В.Стейниц, М.Ботвинник, В.Корчной. Их талант все же сумел раскрыться на благо шахмат. А сколько способных осталось за бортом? Конечно, на это есть причины. Одна из них - отсутствие своевременного воспитания и обучения в семье с раннего возраста. Стимулируя активность ребенка, формируя его познавательные интересы и фантазию, любознательность и пытливость, родители ускоряют развитие его способностей. А как порой часто приходится наблюдать ситуацию, когда, либо молодая мама, либо дедушка отгоняют своих детей или внуков из-за их “назойливости”. Можно привести еще один распространенный пример, когда одна мамаша со злостью говорит своему семилетнему сыну: “Ты сегодня опять проиграл”. Этой фразы вполне достаточно, чтобы понять, какое воспитание получает ребенок в семье. К сожалению, подобные разговоры очень часто можно услышать и из уст тренеров. Но, к сожалению, бывает и такое, когда дети ведут тренера под руки с “соревнования”, который (тренер) не может передвигаться самостоятельно.

Следует помнить, что формирование способностей ребенка требует большого педагогического такта и этики, индивидуального терпеливого подхода в изучении детей, а также оптимизма в оценке их способностей. При этом следует избегать двух крайностей: захваливания и недооценки сил и возможностей ребенка.

Умаление возможностей ребенка, подростка может привести к чувству собственной неполноценности, когда человек боится любого дела и начинает думать, что ни к чему не способен, что из него ничего путного не выйдет. Такой подросток (а потом и взрослый) становится пассивным, из-за чего его способности не развиваются, а сам он тяжело переживает свою мнимую неполноценность. Формирование трудолюбия впоследствии может компенсировать эти недостающие качества.

Зачастую талант ребенка сегодня не обеспечивает легкой жизни, а скорее наоборот усиливает трудности. Если проанализировать школьные программы, то можно заметить, что талантливые дети полностью “выпадают” из класса. Ребенок в классе не получает нагрузки, оптимальной для него по его способностям. Школа уравнивает, что представляет опасность для талантливых детей, так как эта уравниловка происходит на невысоком уровне. Для ребенка с большим талантом утомительное повторение уже усвоенного - настоящая пытка. Непонятливый педагог часто разрушает талант у ребенка с большими способностями, которого считают странным, упрямым, трудно контактным. Более того, не заметив в ребенке талант, его считают очень неспособным, мечтательным, медленно думающим, склонным к разрушениям. Поэтому многие ведущие юные шахматисты пользуются новым разрешенным методом обучения – экстернат.

Возникает вопрос: но, может быть, талант в состоянии сам пробить себе дорогу, несмотря на все? Нет! Подавляющее большинство самых талантливых детей теряет свой талант, и остаются лишь очень немногие, которым удается свой талант развить вопреки всем помехам или благодаря какой-либо случайности.

В жизни известно не мало случаев, когда выдающиеся шахматисты, мастера и гроссмейстеры не получали в детстве должного обучения и воспитания. Но в нужный момент такой талант, попадая в умелые руки опытного педагога, раскрывался со всеми ему присущими природными оттенками. Шахматная среда, а еще лучше сильная шахматная школа давали ему необходимый к развитию толчок.

В оценке способностей ребят тренер должен быть более объективным, чем родители. Однако в жизни не мало случаев, когда в стремлении подольше удержать у себя ребенка, по различным причинам, либо поддерживая массовость в группе, либо используя выгодность общения с родителями, тренер “вешает лапшу на уши” им, “разрисовывает” способности ребенка.

Преждевременное восхваление может нанести ребенку вред, а отдельные шахматные неудачи в турнирах непоправимо будут воздействовать на его нервную систему. Можно привести примеры из “творчества” волгоградских тренеров, когда они посылали своих воспитанников за медалями. И с каким разочарованием возвращались эти ребята с соревнований после неудач.

Как не раз в своих статьях подчеркивал В.Зак, что у взрослых шахматистов творческий потенциал находится более или менее на постоянном уровне, определенном их квалификации, то у детей в течение длительного времени сила игры – величина переменная. Наряду с блестяще проведенной идеей у них часто встречаются грубые промахи, а последовательно проведенная партия является большой редкостью. В этот период тренерам не стоит спешить с выводами о перспективности своих учеников, так как их развитие происходит скачкообразно и часто “неперспективные” догоняют и обгоняют “перспективных”.

Тот же В.Зак приводит пример Спасского и Корчного. Когда Спасский довольно быстро перегнал Корчного. И все внимание было уделено Спасскому, а Корчной довольствовался редкими общениями со старшими коллегами и “рос” без тренера. Но твердый характер сделал свое дело. Конечно, пример Корчного скорее исключение.

Любовь к делу, страстная увлеченность им – непременное условие проявления и развития способностей, таланта. Без трудолюбия и работоспособности, без высокой требовательности к себе и самокритичности, развиваемых в детстве и юношестве, трудно представить успешное формирование всех имеющихся в человеке способностей. Не зря, великий экспериментатор и ученый Эдисон, оценивая роль дарования и труда в своих достижениях, говорил, что в них лишь один процент гения, зато 99% пота.

Уместно вспомнить слова известного римского философа Сенеки: “Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их”. Поэтому очень важно, по какому пути будет двигаться тренер в развитии и формировании способностей, таланта учеников. Такими общими направлениями являются следующие:

Для воспитания вышеперечисленных качеств у своих подопечных, тренер должен сам ими обладать, или знать, как их воспитывать, но для этого надо иметь определенный опыт работы и любовь к своему делу. Тренер должен быть “художником” в своем деле, а не “ремесленником”.

 

Некоторые проблемы отбора и оценки шахматных способностей.

В большом спорте давно известна значимость проблемы отбора талантливых, способных учеников с помощью диагностики способностей, например, тестирования. Однако, эта интересная тема еще ждет своих исследователей.

Если говорить о Волгоградских шахматах, то у нас как таковой проблемы не существует. Просто ею не занимаются. Хотя перевод детей из групп начальной подготовки в учебно-тренировочные должен проводиться с использованием тестированного отбора.

Попытка ввести в систему отбора научный элемент – тесты - пока успеха не имеет, так как требует большой затраты времени при весьма неясных выводах. Однако более опытные тренеры такие, как В.Ростоцкий, Ю.Штукман и другие определяли талант по … глазам. Умный, открытый и смелый взгляд ученика многое, значит, и обещает в будущем. Возможно в этом и талант самого тренера. Увидеть в спортсмене то, что не видят другие. “Испытание характера – вот тот главный тест, которому следует подвергать ребят, решивших посвятить себя спорту. Я, скажем, с особой охотой беру в секцию ребят, живущих очень далеко от места занятий. Длинная дорога – тот самый тест на характер. Если паренек или девочка всерьез увлеклись интересующим видом спорта и горят желанием стать выносливее, быстрее, сильнее, закалить волю, наконец, добиться высоких спортивных результатов, их не смутит расстояние от дома до стадиона.

Приступая к работе тренера, каждый должен твердо знать: бесперспективных детей не бывает. Способности можно развить, если, конечно, поставить перед собой такую цель. Чтобы добиться её, надо и тренеру проявить характер, проявить терпение. Из опыта работы большинства тренеров можно сделать пока один вывод: никакого отбора в секции начинающих делать не следует. Однако нельзя придерживаться такого принципа: талантов много – не обеднеем. Иначе и дальше пойдем: был бы талант, а лопата найдется. Конечно, зарыто талантов было не мало, ибо не встретились на их пути даровитые педагоги, которые твердо знают, что таланты надо искать, беречь их и им помогать.

Продолжение следует

 

Империя ссылок

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/z_kalib1.htm

© 2005 Калибердин В.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz