Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

С.В.Барканов "Из выступления на открытии финала "Белой Ладьи".

Шахматная неделя, №22, июнь, 2004, с.8 (Из статьи В.С.Цатуряна "Десять лет спустя", с.8-9)

 

"В России сейчас всего 62 тыс. юных шахматистов, которые занимаются в Дворцах творчества, спортивных школах. Это ничтожное число, по сравнению с тем, что было в советское время. У нас сохранилось всего около 200 школ, которые имеют шахматное отделение. У нас всего одна тысяча общеобразовательных заведений, в которых есть шахматы как факультатив, или ведётся шахматная секция. Может это и много по сравнению с другими видами спорта, но очень мало по сравнению с тем, что мы имели.

Сегодня происходит очень знаковое событие: возрождение "Белой Ладьи". Это первая ласточка. Министерство образования в обновлённом составе сейчас будет уделять огромное внимание проблемам шахматного образования. Как представитель Министерства образования сообщаю вам, что мы впервые за постсоветское время приняли приказ не о математике, физике или русском языке, а о шахматном образовании. Мы будем возрождать и многие другие турниры. Например, соревнования между Домами творчества, между командами детей во главе с капитанами-гроссмейстерами. В прошлом году "Орлёнок" после многолетнего перерыва снова принял юных шахматистов.

Для меня и как для педагога, и как для родителя, и как для чиновника управленца, важно, чтобы как можно больше детей имело условия для занятия этим видом творчества, которое гармонично развивает ребёнка".

 

Комментарий И.Г.Сухина: Фразу Сергея Владимировича: "Как представитель Министерства образования сообщаю вам, что мы впервые за постсоветское время приняли приказ не о математике, физике или русском языке, а о шахматном образовании" редакция "Шахматной недели" вынесла на первую полосу в рубрику "Цитата номера". С полным основанием того же заслуживала и другая фраза: "Министерство образования в обновлённом составе сейчас будет уделять огромное внимание проблемам шахматного образования". Это прорыв! Далее. Когда говорится о "200 школ, которые имеют шахматное отделение", то, очевидно, подразумеваются ДЮСШ. Заслуживает внимание информация: "У нас всего одна тысяча общеобразовательных заведений, в которых есть шахматы как факультатив, или ведётся шахматная секция". Отмечу, С.В.Барканов много сделал для того, чтобы приказ №2211, призванный вооружить регионы мощным аргументом "за шахматы", появился на свет. Теперь хотелось бы озвучить точку зрения руководства комиссии "Шахматы и образование", касающуюся одного из аспектов развития детских шахмат. Она не имеет отношения к Сергею Владимировичу и его выступлению, а касается "общеполитических вопросов". К сожалению, так сложилось уже на протяжении, пожалуй, 20-30 лет, как в нашей стране, так и за рубежом, что нередко на всех уровнях о развивающем значении шахмат только говорят, а на практике всё банально сводится лишь к организации детских соревнований. Кое-кто упрекает нас в том, что мы против соревнований. Это не так. Поймите нас правильно. Мы не против детских соревнований, но реально сейчас в России 100% внимания уделяется ТОЛЬКО соревнованиям и ничему больше. Слава Богу, что появилась "Шахматная неделя", которая стала давать методический материал и для шахматных учителей общеобразовательных школ. Ещё раз хочется поблагодарить и А.Н.Костьева за то, что он в тяжёлые 90-е годы время от времени проводил конференции "Шахматы в школе". И это фактически всё. Практически по всем линиям ("Белая Ладья", "Орлёнок", "МШШС", "Педагогический шахматный союз", "Ассоциация шахматных учителей" и др.) проводятся только соревнования! Нам очень не хотелось бы, чтобы слова о развивающем значении шахмат остались только красивыми фразами для прессы. Ведь мы цитируем В.А.Сухомлинского и других выдающихся педагогов не потому, что "красиво сказано", а потому, что убеждены в их правоте, и в меру сил продвигаем вопросы методического обеспечения всеобуча. Не задумывались ли вы, почему те же лет 20-30 подряд все страны трубят о "пользе шахмат" и блистательных успехах шахмат как учебного предмета, а реально "воз и ныне там"? Ответ элементарен: во всём мире "крутят турниры", а реально заниматься черновой методической работой никто не хочет - тяжело и не престижно! Именно по этой причине наш призыв к регионам организовать секции "Шахматы и образование" ушёл на 95% в пустоту. Не случайно, время от времени появляются всё новые соревнования со звучными названиями, но ничего не слышно о появлении хотя бы небольших шахматных методических сообществ. Неужели устроители соревнований не понимают, что на КАЖДОМ подобном мероприятии должен быть хотя бы "круглый стол" по методическим вопросам, и результаты обсуждений должны быть непременно опубликованы! Вот последние примеры - в Рославле и Чехове было заявлено о проведении шахматных конференций в мае 2004 года. Соревнования прошли, имена чемпионов опубликованы, но нигде ни строчки о составе педагогов-выступающих и содержании докладов. Клещами тащить информацию? Так мы далеко уедем. Самое печальное состоит в том, что если и просачиваются в нешахматную печать некоторые материалы, касающиеся шахматного всеобуча, то они вопиюще безграмотны и вызывают у людей знающих приступы смеха. Докатились! Думается, что именно эта некомпетентность послужила поводом для известной статьи Ильи Одесского в "Шахматном Петербурге". Прочитав статью Одесского в первый раз, я был возмущён: ну как может хороший маэстро быть против шахмат!? Но, поприсутствовав пару раз на неких мероприятиях, когда ораторы говорили о том, о чём не имели никакой информации, я понял озабоченность автора. Если всеобуч будут разыгрывать только как козырную карту, это прискорбно. Отношение к методической работе и информации в РФ ужасающее. Повторяем: не хочется, чтобы красивые слова о шахматах служили только прикрытием для открытия новых соревнований. Шахматы заслуживают большего. К счастью, в других странах мира больше говорят, а в РФ - больше делают. Мой Интернет-поиск показал, что у нас в ОГРОМНОМ количестве школ преподаются шахматы, причём людьми эрудированными и настоящими специалистами своего дела. Все они скромно работают, не стараясь быть замеченными. Поэтому закончить хочется на мажорной ноте. Появление приказа №2211 и его содержание внушает определённый оптимизм. Важно, что в Минобразования появился "шахматный форпост" (укреплённый Ке5), в котором работают специалисты, любящие шахматы и верящие в них. А о том, что Приказ №2211 заработал, говорит хотя бы фрагмент письма из г. Сатки: "… наш город оказывается в числе лидеров России, что подтверждает Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 мая 2004 г. “О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации”. Страна только готовится приступить к реализации программы развития шахмат, в то время как мы уже видим первые результаты. Городов, где шахматы получают столь серьезную поддержку, в России не так уж много. Поэтому, опережая события, Комитет образования г. Сатка и Шахматный клуб “Вертикаль” в свою очередь готовы официально приступить к созданию Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования Саткинского района и разработке программы шахматного образования". В заключение, подписываюсь под следующей фразой Сергея Владимировича Барканова: "Важно, чтобы как можно больше детей имело условия для занятия этим видом творчества, которое гармонично развивает ребёнка".

 

 

Программа "Шахматы, первый год"

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

 

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

 

Программа "Шахматы, второй год"

 

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

 

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

 

Программа "Шахматы, третий год"

 

Шахматы в школе

 

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

 

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

 

Империя ссылок

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/z_barkanov1.htm

© 2004 Сухин И.Г.

 

 

Hosted by uCoz