Р.В. Вяткин,

член рабочей группы проекта "Интеллектуал Зауралья",

г. Курган

 

Из личного опыта пользования

УМК И.Г. Сухина "Шахматы – школе"

29.11.2014

(подготовлено к первому региональному форуму "Шахматное образование в Зауралье – 2014" 17 декабря 2014 года в городе Шадринске Курганской области)

 

 

Обращаюсь, в первую очередь к тем, у кого в семье или близком окружении есть ребенок-дошкольник или дети младшего школьного возраста. Если Вы еще не приобрели себе полный учебно-методическим комплект (далее – УМК) И.Г. Сухина (все три года обучения), то надеюсь убедить Вас сделать это. На личном опыте я как родитель убедился в достоинствах этого комплекта и даю ему самые высокие рекомендации.

 

***

 

Не помню, кто научил меня играть в шахматы. Скорее это было самообразование. По обрывкам детских воспоминаний, в середине 80-х – мне было тогда лет 9-10 – мамина подруга Людмила Винсковская вела шахматный кружок в Кургане и подарила нам пару шахматных книг. Первая (Н. Журавлев "Шаг за шагом") показалась мне сложной и скучной. Вторую (Ю. Авербах, М. Бейлин "Путешествие в шахматное королевство") я прочитал, уяснив правила игры и основы дебюта, репетируя их тут же на шахматной доске. На этом тогда все и кончилось: практиковаться было не с кем, а углубляться в дебри в том возрасте не очень и хотелось.

Второй подход к шахматам случился в начале 90-х в старшей школе. Мы сдружились во дворе с ровесником и перешли от уличных игр к интеллектуальным. Три года мы играли до 100 побед – по 2-3 партии за встречу. Это была практика, лишь чуть сдобренная теорией – я вспомнил про две мои книжки и выучил несколько ловушек, что дало мне кратковременное преимущество. Не важно, кто из нас в итоге победил. Мы оба чувствовали, что наш опыт и интеллект за эти годы вырос, наверное, в разы и очень гордились этим.

Но гораздо четче мне запомнился обидный до глубины души проигрыш одной единственной партии однокласснику тогда же в старшей школе. Я как раз играл серию с дворовым другом и был полон сил и решимости. Но одноклассник разгромил меня в пух и прах через последовательное получение материального преимущества. Мама говорила, что с ним регулярно занимается шахматами отец.

Тогда я не мог понять причины провала. А сейчас понял, как много значит опытный наставник. Никакая практика не может дать осознания базовых основ силы каждой фигуры. За это открытие я благодарен Игорю Георгиевичу Сухину, с которым судьба свела меня 20 лет после описанных выше событий.

 

***

 

"Тут есть одна важная тонкость: чтобы хорошо научиться играть в шахматы нужно поставить "базу" – чтобы ребёнок овладел таинством каждой фигуры. В России очень много старичков, которые по 40-50 лет играют без прогресса на одном уровне, так как им в детстве не поставили базу", – написал мне И.Г. Сухин в ответ на мою просьбу прислать УМК 2 и 3 года обучения.

К тому моменту я уже два года помогал рабочей группе проекта "Интеллектуал Зауралья" и очень ждал, когда шахматный всеобуч придет в ту городскую школу, в которую пошла моя дочь.

Действительно, во втором классе началось преподавание шахмат. По словам учителя – по УМК Сухина, но в форме кружка. Благо, что его ведет наш же учитель начальных классов.

– Ну как? – спросил я у дочери через неделю, другую, третью после начала…

И не увидел блеска в ее глазах. Она рассказала, что они изучали, как ходят фигуры. Учебник – один на группу. Рабочих тетрадей нет. Когда будут – не известно…

И тогда я решил не ждать, пока школа созреет и накопит опыт, и обратился к И.Г. Сухину с вопросом, где купить полный УМК. Вначале, хотел пропустить первый год обучения, поскольку дочь, благодаря взятой летом в библиотеке книге И. Весела, И. Веселы "Шахматный букварь" (единственная библиотечная книга с картинками) и компьютерной программе "Динозавры учат шахматам" уже освоила ходы фигур и правила игры. Кроме того, не имея полного УМК Сухина, я полистал в библиотеке учебник за 1 год "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" и, не уловив без пособия для учителя смысла, подумал, что первый год можно пропустить. Тогда я и получил ответ И.Г. Сухина, который привел выше. Спасибо профессору, что отвел меня от неверного пути!

Когда мы получили с почты УМК, мы разбирали их всей семьей! Дочке книги очень понравились: яркие, красивые, со смешными картинками. Для детской психики очень важны рисунки, которыми от души снабжен учебник! Мы разобрали УМК по годам. Обсудили, почему определенное название имеет каждый год и чем отличается от предыдущего. Договорились: будем как в школе – проводить один урок в неделю – только на выходных, когда у меня есть время. И начали.

Я прислушался к совету автора не торопиться. Мы проходили всегда ровно 1 урок, не более. По возможности я готовился к ним заранее с помощью книги для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу", но иногда вел урок с листа, благо, что это методическое пособие написано очень понятно.

Конечно, нам было проще, чем учителю в классе. Мы не связаны 40 минутами урока и занимаемся индивидуально, вместе разбирая все многочисленные задания. Они большей частью простые и дочь с удовольствием зашагала вперед. Почти сразу я понял, что необходима фиксация решенного в ученической тетради. Чтобы освоить элементарную нотацию, мы залезли в учебник второго года. Думаю, что поступили правильно, ведь решённое устно – почти сразу забыто (во всяком случае, для меня). А записанное – это навсегда. Автор УМК, ориентируясь на ограниченное время урока и количество учеников в классе, местами допускает возможность решения 1-2 примеров из 6 приведенных. Мы же последовательно решали все подряд. Кстати, термин "ограничение подвижности" мне стал известен только из УМК. Скажу больше: я сам с огромным удовольствием решал задачи (в порядке контроля) вместе с ребенком и узнавал новое о силе и возможностях разных фигур!

Из письма Сухина И.Г.: "Мои исследования показали, что первичный процесс обучения детей шахматным азам должен включать в себя три стадии:  1) "доматовую" (обучение без объяснения термина "мат"),  2) тренинг постановки мата в один ход,  3) "матовую" стадию (игру всеми фигурами из начального положения).  И перед тем, как прочувствовать гармонию фигур при постановке мата, ребенку нужно досконально освоиться с доматовой гармонией – прежде всего это касается ключевого момента шахматного искусства – ограничения подвижности (в игре без королей) – всё это есть в учебнике 1-го года".

 

Не мудрствуя, я решил довериться автору, и мы, работая с учебником и рабочей тетрадью, периодически решая контрольные 1 года из тетради "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для самостоятельных работ", неспешно двигались к весне.

Но неожиданно учитель объявил, что завтра состоится выход в соседнюю школу на товарищеский турнир. А мы еще и тему "мат" не прошли!

Что ж. Был включен краткосрочный форсаж. Разучен "детский мат" и "глупый мат" и заложена ребенку убежденность в том, что ничего страшного в поражении нет, ведь мы еще и играть то толком не умеем. Вечером дочь рассказала, что из 4 партий ее победу признали в 1 и 1 партию признали ничьей.

Мы сошлись на том, что это неплохой вариант в нашем положении и продолжили занятия по выходным. Когда ближе к концу 1 года изучили тему "мат", то подключили к урокам задачник на мат в 1 ход "Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций", причем как самостоятельную работу с проверкой.

За окном уже был май. Контрольные по шахматам дочь написала на пятерки! Ровно такими же стали и все оценки за четвертую четверть (до этого были и 4, и 5)!

На время каникул учебники были принципиально отложены до сентября, а вот задачник стал настольной книгой. Однако, толстый он! Дочь в июне произвела расчет, что для того, чтобы закончить задачник к 1 сентября надо решать с того места, где мы остановились, по 3 страницы в день. Поначалу мы держали темп. Но ведь лето! Были сбои, пропуски, мои пожеланий порадовать меня хоть одной страницей! Задачки вроде и не сложные, но иногда с подвохом. И часто из 6 задач на 1-2 дочка давала неверный ответ. Вначале я писал ей способ защиты от ее атаки. Потом стал просто выделять ошибочное решение, чтобы защиту она находила сама. При работе над ошибками процент верно решенных задач опять составил 2/3. Двойные ошибки мы разобрали вместе.

Наступила осень, и мы, не откладывая, открыли второй год обучения. При этом по задачнику первого года был едва пройден экватор. Возросли нагрузки моей третьеклассницы в школе – появилось много домашних заданий и настаивать на дополнительном решении задач стало трудно. Еженедельный ритм занятий мы соблюдаем, но возникают задержки. Так, тему "выигрыш материала" (ладья, слон, конь) вместо 1 урока по УМК, нам пришлось разбить на три – по уроку на каждую фигуру: мы решали задачи учебника, затем рабочей тетради и энтузиазм падал, ребенок уставал. Тут, как опять же предупредил И.Г. Сухин, важно не переусердствовать, не отвратить от шахмат. В нашей семье такой опыт имела супруга, в детстве посещавшая шахматный клуб.

Как-то в октябре, после несложного урока, я велел дочери расставить шахматы для реальной партии. Мы не играли уже несколько месяцев, после того, как в прошлом году дочь освоила хитрости предложенного профессором Сухиным выгодного алгоритма игры: когда на 1 мой ход она делает 2 своих. Тогда довольно быстро она начала меня громить, мы перешли на игру 1:1,5, потом на 1:1,25, когда она делает 2 хода лишь на четвертый свой ход после трех одинаковых. Дочке такая фора явно нравилась, а меня напрягала. Я настаивал на переходе на 1:1, а дочь не соглашалась.

И вот этот день настал. Не особо задумываясь об игре, я растерял добрую половину фигур, а потом спасаться было поздно. Дочь меня реально обыграла и гордо пошла докладывать об успехе маме.

Вновь неожиданно наш учитель объявил о турнире в соседней школе. Пришлось опять включать форсаж, и на этот раз я достал задачник И.Г. Сухина 2 года обучения "Задачи к курсу "Шахматы – школе". Второй год обучения". За час мы устно прорешали около 20 страниц из раздела "Победа в начале партии". Я с удовольствием отметил, что дочь достаточно легко щелкает эти задачи.

На следующий день посреди рабочего дня дочь позвонила и сказала: "Пап, троих мальчишек я победила, а вот девочке проиграла, но она ходит в шахматный клуб "Ладья"…".

Конечно же, я был очень рад и поздравил дочку!

Наш учитель, видя успехи, предложил отдать дочь в шахматный клуб. Но на семейном совете мы решили идти своим путем. Тем более, что он детально описан теми книгами Сухина, которые еще ждут своей очереди.

Сейчас мы еще не перешагнули экватор УМК и впереди более половины второго, а главное – третий год обучения. Пока, беглое знакомство с материалом 3-го года меня не испугало. Тем более что автор действительно последовательно шаг за шагом и очень понемногу усложняет задачу.

Подчеркну, что очень важно иметь собственный полный комплект УМК: свой учебник, свою рабочую тетрадь, тетрадь для самостоятельных работ и задачник. Свой учебник и тетрадь – становятся родными. В своих тетрадях можно делать пометки. Например, провести карандашом "точкование" вариантов, когда не выходит найти решение "в уме". Ведь такое практическое моделирование все равно лучше, чем полный отказ от решения из-за трудности. А если нет тетрадей или, наоборот, в них все решено предыдущим учеником, то тогда теряется смысл практики. Если из системы отсутствует какой-либо элемент – система не стабильна. Это как если бы в трилогии отсутствовала какая-то часть.

В заключение, хочу еще раз призвать всех, кто хочет помочь детям, внукам в их интеллектуальном развитии, приобрести полный УМК И.Г. Сухина в свою библиотеку. Сделать это можно через интернет-магазины, либо напрямую у автора. Комплект не дешев, но он того стоит. Готовя эту публикацию и перелистывая в Интернете детские шахматные учебники, ни в одном из них я не встретил той методической последовательности и неспешности, которая отличает УМК Сухина. И я благодарен судьбе, нашей консервативной при всех её реформах системе образования, и конечно же, автору УМК И.Г. Сухину за возможность провести, дай Бог, несколько лет вместе с дочерью в системном постижении этой мудрой игры. Нескромно надеюсь, что дочь не забудет, кто научил ее играть в шахматы. А все записи в рабочей тетради мы делаем карандашом, чтобы тетради достались следующим ученикам.

Посмотреть презентацию УМК И.Г. Сухина можно здесь: http://chess555.narod.ru/Sukhin_UMK_Chess_rus.ppt

 

 

 

 

 

 

 

http://chess555.narod.ru/vyatkin2014.htm

 

© 2014 Вяткин Р.В.