Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ 1994-1995 ГГ.

(Сост. М.Р.Леонтьева, Н.Н.Гара, А.М.Водянский. - М.: Новая школа, 1994. - 256 с.)

Выдержки

 

Образование в России: переходный период (с.3-5)

Главная цель реформирования образования - это не только обновление его содержания, но и развитие ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самообразованию... (с.3)

Министр образования Российской Федерации Е.В.Ткаченко.

 

Вариативное образование в России (с.6-11)

Вариативность содержания прослеживается в работе начальной школы, которая первой начала осуществление перехода на новую парадигму - парадигму педагогики развития… На факультативной основе вводятся курсы иностранного языка, "Введение в народоведение", "Твоя Вселенная", "Шахматы - детям" (с.8).

Главное управление развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации

 

ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

трёхлетней начальной школы №1133 г. Москвы, работающей по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова ("пятидневка") (с.20-21)

Учебные предметы: Количество часов в неделю в классах:

I II III

Факультативы: 2 2 2

Хореография

Иностранный язык

Основы актёрского мастерства

Шахматы

 

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для средних инновационных учебных заведений Республики Калмыкия - Хальмг Тангч (с.47-49)

Учебные предметы: Количество часов в неделю в классах:

I II III IV V VI VII VIII IX X XI

Факультативные курсы (по выбору) 2 3 3 3 5 4 4 2 2 3 3

Для I-XI классов

Подготовка к фестивалю "Цаhан ботхи"

Оздоровительные восточные гимнастические комплексы

Шахматы

Иностранный язык (восточный)

III. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕПОДАВАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Информационное письмо Министерства образования РФ №577/11 от 10.06.94

(с. 118-135, выдержки)

Впервые в истории начального образования России преобразования происходят на уровне смены целеполагания. Предусматривается кардинальное изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. Данная переориентация не должна нести в себе разрушительный заряд для массовой начальной школы.

Поэтому развитие начальной школы необходимо рассматривать в следующих направлениях:

В процессе перестройки начальной школы, таким образом, должно произойти обогащение имеющегося стабильного образовательного поля необходимой развивающей средой, обеспечивающей безболезненную переориентацию приоритетов в целях начального образования.

I. Параллельные системы развивающего образования (с.118-120)

Развивающее обучение - это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития личности младшего школьника...

Это реализуется в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, принципиально отличной от традиционной системы обучения по целям, содержанию, методам обучения и организации учебного процесса (Томская область, Краснодарский край, Москва)…

Второй, параллельной ныне действующей, является дидактическая система Л.В.Занкова, направленная на общее развитие младших школьников…

II. Обновление содержания действующей системы начального образования (с.120-124)

Огромная по сложности задача построения системы образования выдвигает, на наш взгляд, особые требования к построению, прежде всего, самого фундамента образования - его начального звена, от качества которого в значительной степени может зависеть содержание обучения на всех последующих этапах.

Решение задачи преемственности образования - это один вопрос.

Другим нерешённым вопросом является проблема возможности построения различных "предметов" в едином психологическом и смысловом ключе. Таким ключом в начальном образовании, на наш взгляд, является введение ребёнка в культуру, которое позволило бы формировать у детей с младших классов целостную картину мира, чувство взаимосвязи и взаимозависимости явлению природы и человека. Общей задачей при этом может стать развитие у ребёнка навыков исследователя, самостоятельного творческого мышления, устойчивой нравственной позиции…

Образовательная область знаний "Математика" (с.124-127)

…В 1993/94 учебном году учителям начальной школы был предложен ряд новых курсов по математике…

Образовательная область естественных и общественных дисциплин (с.127-129)

Успех в решении проблем экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения - начальной школы, где закладываются основы личности ребёнка…

Факультативы (с.129-131)

В настоящее время создан новый факультативный курс "Шахматы - детям" (авт. И.Г.Сухин). Курс представляет собой целый мир логики и эмоций для младшего школьника. Шахматы - это не только игра, но и эффективное средство умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий ребёнка - способности действовать в уме. Шахматы способствуют воспитанию сосредоточенности, усидчивости, внимания, вдумчивости, целеустремлённости, развивается наглядно-образное мышление, способствуют зарождению логического мышления.

Введение детей в мир символики осуществляется в специальном факультативном курсе "Путешествие в страну "Символика"…

Как продолжение курса природоведения (3 кл.) разработан факультативный курс "Экология для младших школьников"…

В реальном учебном процессе (классном и внеклассном, во вторую половину дня) по программе факультативного курса "Введение в народоведение" (авт. М.Ю.Новицкая) складывается естественная межпредметная интеграция...

Астрономический факультатив "Твоя Вселенная" (авт. Е.П.Левитан) позволяет осознать младшим школьникам своё место в окружающем мире…

Обучение грамоте (с.131-132)

Обучение грамоте рассматривается как первая ступень изучения единого курса родного языка…

Требования к читательским умениям и навыкам выпускника (с.132-134)

Обязательный базовый уровень математической подготовки выпускников начальной школы (с.134-135)

Главное управление развития общего среднего образования

 

Приказ Министерства образования РФ №325 от 30.07.93 "О дополнении к приказу Минобразования России от 02.07.93 №271"

Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации "Об авторских программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы", 1995 год

Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 28 апреля 1997 года №461/14-10 "О новых программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы".

Приказ Минобразования РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации и ход его выполнения"

"Шахматные" Приказы Министерства образования РФ

Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

Шахматный курс в начальной школе: история становления

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/prikaz6.htm

2005 Сухин И.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz