Четверг, 25.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Гостевая книга [ Добавить запись ]

Страницы: « 1 2 3 4 5 »
Показано 31-45 из 72 сообщений
42. Ирина   (06.10.2006 15:56)
0  
По моим сведениям единственным производителем был «Янтарь» в городе Орле, но это касается правда непосредственно шахматных часов. Правда, к большому сожалению, этот часовой завод не так давно прекратил свое существование. По моему мнению, Россию можно все-таки рассматривать как очень привлекательный рынок шахматного инвентаря, так как в стране проходит безумное количество турниров, соревнований, чемпионатов по шахматам и т.д. Говорят, что количество детей, играющих в шахматы, растет с каждым годом. Во многих школах есть занятия, кружки. Все больше и больше школ заинтересованы во введении данного предмета. Соответственно это всё влияет на продажи шахматного оборудования, литературы, правда стоит уточнить, что на продажи иностранных производителей, не отечественных. Что Вы думаете по этому поводу?
Ответ: О тех, кто выпускает шахматы. Как мне объяснили, добротные шахматы выпускает только город Орлов Кировской области, почти всё остальное в России - китайские поделки низкого качества. Недавно в Якутии проходил шахматный конгресс, и для него заместитель Председателя Совета Федерации М.Е.Николаев просил директора издательства "Духовное возрождение" Т.К.Фесенко закупить шахматы. Михаил Ефимович Николаев несколько раз "заворачивал" привозимые ему образцы и одобрил только шахматы польского производства (если я не путаю), которые и были отправлены в Якутию, вместе с учебниками "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (100 шт.) и "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" (100 шт.) О часах - не знаю.

Вот кое-какие данные по школам. Из статьи бывшего председателя детско–юношеской комиссии Российской шахматной федерации В.А. Пожарского "ДЕТСКИЕ ШАХМАТЫ В РОССИИ: МАССОВОСТЬ И КОМАНДА НАДЕЖДЫ". Цитирую: "Как оценить массовость? Поскольку надёжно подсчитать количество детей, занимающихся шахматами в средних школах по всей стране пока не представляется возможным (это можно сделать только для республик Калмыкия и Саха – Якутия, где, начиная с 1995 г., был введён Шахматный Всеобуч), остановимся на официальных статистических данных, полученных нами от Министерства образования России, а именно – количестве шахматных школ, учащихся и тренеров, работающих в системе Минобразования (таблица 1). Здесь слово «школы» объединяет шахматные ДЮСШ, СДЮШОР и их отделения, а также шахматные клубы Минобразования. В графе «Тренеры» в числителе – основные, работающие на ставку и более, в знаменателе – совместители. В следующей графе – общее (суммарное) количество тренеров.
Данные эти интересны для нас не только абсолютными значениями, но и направленностью изменений за 1990 – 2001 годы (для 1990 г. указаны данные по РСФСР).
Таблица 1.
Численность школ, тренеров и учеников
Годы 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Школы 231 249 211 243 268 221 339 392 395 429 440 480
Тренеры 696 1245 187 1829 675 1158 727 1128 815 1249 676 1029 976 1432 985 1528 1006 1433 992 1434 1026 1525 1064 1649
Тренеры (всего) 1941 2016 1833 1855 2059 1705 2408 2513 2439 2426 2551 2713
Ученики 55744 55385 51138 48424 51984 41883 61411 67210 68779 67701 69987 63883
"
Далее. Мне трудно оценить потребность в инвентаре. Что же касается шахматной литературы - то потребность в ней незначительна (даже в учебниках для школ). Поэтому издательства, кроме другой продукции, выпускающие и шахматные издания, в 2006 году ломают голову - что издать? В смысле, то, что стало бы продаваться. Но тиражи шахматной литературы редко превышают 3000 экземпляров, да и те пылятся на складах и в магазинах. Не следует считать, что это относится только к шахматной литературе. Такова же ситуация по продажам характерна для всех сегментов книжного рынка (кроме сравнительно небольшого количества бестселлеров). Ситуацию на книжном рынке я знаю хорошо, так как сам книголюб со стажем. Я автор уже около 100 книг (с учётом переизданий), из них шахматная тематика у меня составляет примерно 15 процентов. Почему так мало? Мала потребность. А потребность в других видах литературы (занимательная литература по математике, чтению, логопедии и т.п.) - больше. Поэтому я больше работаю в другом книжном сегменте, а не в шахматном…

41. SHYEV   (05.10.2006 01:52)
0  
Игорь Георгиевич,прочитал Вашу заметку про то, как "Один из мальчиков обрадовано закричал: "Ну, слава Богу, шахматы". И должен отметить, что у меня таких случаев наберётся немало, в особенности в школах. Но сам я не испытываю восторженных чувств по этому поводу. Во-первых учитывая, что шахматы всё-таки игра и этим выгодно отличается от остальных скучных предметов, что не может не вызвать положительных эмоций у детей. Во-вторых такие эмоции выказывают в основном дети, которые успевают в шахматах лучше, чем сверстники и этим подчёркивают спортивную составляющую. Ну и в-третьих, это говорит о том, что Вы, очевидно, добрый учитель(не сочтите за лесть), что дети сразу чувствуют, а учителя в основном люди не такие, а именно им по идее нужно осуществослять идею всеобуча. Если все учителя будут, такими же как Вы, то дети высказывали такие фразы практически на всех уроках.
Ответ: Евгений Владимирович, во многом Вы правы!
И всё же, в данном случае есть один нюанс. Ребята, которые с удовольствием спешили на "шахматы" - из шестой группы. Т.е. у них шахматные занятия только начались - это было перед началом третьего занятия, причём шахматной игры как таковой ещё не было. По моей системе:
 первое занятие) - через сказку прошли только термины "шахматная доска", "белые поля" и "чёрные поля" (всё!);
 второе занятие) - через сказку - горизонтали и вертикали (всё!).
Поэтому здесь дело не в том, что это игра!!! И спортивная составляющая здесь не при чём. Вот это-то и замечательно. Здесь не было проигравших, и это очень важно!!!
Теперь о том, какой я учитель. Я одновременно и добрый, и жёсткий. Я люблю и ценю смех на уроках, но жёстко "пресекаю" тех ребят, которые хотят сломать дисциплину на уроке, так как без дисциплины занятия малопродуктивны. При этом, я объясняю шалунам, что не они плохие, просто они поступили плохо. Разными способами. Вот в этот вторник, первые минуты я никак не мог успокоить одного мальчика. Тогда я сказал ему при всех так: "С кем ты сегодня пришёл в школу? С бабушкой. Хорошо. После урока я расскажу твоей бабушке, как плохо ты вёл себя на уроке. Бабушка, конечно, очень обрадуется. Потом бабушка придёт домой, и всё расскажет твоим маме и папе. Они тоже страшно обрадуются. Может быть, купят тебе за это мороженое". Он всё понял, и до конца урока не баловался. Такие "иносказания" нередко действуют на шалунов эффективнее, чем простое одёргивание.
Далее. Я не раз бывал на шахматных уроках у разных педагогов и т.п. Поэтому могу вполне компетентно сказать, что "шахматы" как урок в целом дети любят больше, чем многие другие предметы. Но, разумеется, попадаются и нерадивые учителя шахмат, которые работают только и только из-за денег.

40. Ирина   (02.10.2006 13:26)
0  
Игорь Георгиевич, а как получилось, что в Калмыкии и Якутии шахматы были приняты как обязательный предмет? Или на это повлиял нынешний президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов? Почему шахматы как обязательный предмет рассматриваются именно в Ханты-Мансийском автономном округе, а также в Томской и Свердловской областях? Почему не в Москве или Санкт-Петербурге?
Ответ: Отвечаю снова в режиме вопрос - ответ:

1. Как получилось, что в Калмыкии и Якутии шахматы были приняты как обязательный предмет?
Ответ: Этот вопрос можно рассматривать по-разному, с логическим ударением на разных словах. В ответе сделаю акцент на первом слове - "как".
КАЛМЫКИЯ:
1995 год, июнь. Указ Президента Республики Калмыкия №29 "О государственной поддержке шахматного движения" В соответствии с Указом в начальных классах Калмыкии введены уроки шахмат, созданы секции и кружки при учреждениях дополнительного образования, организованы семинары для повышения квалификации.
Как мне сообщили коллеги, там используется моя Программа (слегка переделанная). В 1998 году мой издатель возил мой учебник первого года обучения в Элисту, выступил там по телевидению, встретился с министром образования Калмыкии.
ЯКУТИЯ:
2000 год - Приказ от 17 ноября 2000 года Министерства образования Республики Саха (Якутия). Принято решение о внедрении уроков шахмат в образовательных учреждениях республики… Шахматный всеобуч по сути стал самостоятельным всероссийским движением. Основная идея всеобуча - использовать шахматы как средство и инструмент воспитания и интеллектуального развития детей. Поэтому всеобуч предполагает максимальный охват учащихся начальных классов, введение шахмат в программы школьного образования и внеклассной работы".
Вот информация о моей встрече с М.Е.Николаевым, подписавшим 17 ноября 2000 года тот самый приказ (в первые годы нового века он переехал в Москву, где стал заместителем Председателя Совета Федерации):
29 мая 2006: Москва: Совет Федерации (9.30-11.00). "Шахматы - в начальные школы и детские сады России". Возрождать интерес отечества к шахматам следует с основания пирамиды - 29 мая эта мысль красной нитью прошла через всю встречу заместителя Председателя Совета Федерации М.Е.Николаева и помощника заместителя Председателя Совета Федерации С.А.Протодьяконова с директором Российского образовательного форума В.С.Вороным, старшим научным сотрудником Института теории и истории педагогики РАО И.Г.Сухиным и директором издательства "Духовное возрождение" Т.К.Фесенко. Отмечалось, что на ближайшую перспективу основой системы шахматного образования в РФ должно стать широкое внедрение шахмат как учебного предмета в общеобразовательные школы и в дошкольные учреждения. Если этого не произойдёт, если госструктуры и общество не предпримут действенные шаги, то и здесь могут быть утеряны лидирующие позиции России, а, ведь, шахматы являются одной из немногих сфер, в которых наша страна до сих пор является ведущей державой. Именно по этой причине Т.К.Фесенко привезла в Совет Федерации учебно-методический комплект "Шахматы - школе", получивший рекомендацию Министерства образования РФ и уже хорошо зарекомендовавший себя в школах Москвы, Калининграда, Обнинска и других городов. В комплект вошли: учебники для школьников "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (1998), "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" (2003), пособия для учителей "Шахматы, первый год, или Учусь и учу" (1999), "Шахматы, второй год, или Учусь и учу" (2004), а также рабочие тетради и тетради для проверочных работ. Т.К.Фесенко подчеркнула, что цель комплекта не только дать основы шахмат, но и целенаправленно учить детей мыслить. На встрече было отмечено, что, пока лишь в немногих субъектах Федерации шахматы стали школьным предметом, среди первопроходцев - Калмыкия и Якутия. Так, первый пункт Приказа Министерства образования Республики Саха №01-08/1589 от 17 ноября 2000 года гласил: "С 2000-2001 учебного года ввести в программу с 1 по 4 классы общеобразовательных школ республики учебный предмет "шахматы" за счёт часов по выбору". Данный документ ставил целью раскрытие творческих способностей учащихся, для чего в п.2 Приказа рекомендовалось использовать программу "Шахматы - школе". Существенную помощь региону оказал многократный чемпион мира А.Е.Карпов, открывший здесь две шахматные школы. В ходе беседы В.С.Вороной высказал пожелание (и оно было поддержано всеми присутствующими), чтобы на выставке "Российский образовательный форум - 2007" (он будет проходить с 24 по 28 апреля 2007 года) Якутия обязательно представила на своей экспозиции также аспекты шахматного образования, показав результаты проводимого в республики эксперимента по внедрению шахмат в программу образования в начальной школе. Дирекция выставки готова предоставить возможность проведения специального тематического мероприятия по развитию шахматного образования в Республике Саха (Якутия), на которое необходимо пригласить руководителей комитетов образования других регионов России, заинтересованных в расширении возможностей и улучшении качественных показателей своих образовательных систем. М.Е.Николаев познакомил собеседников с ближайшими планами региона: 8 сентября в Республике Саха возьмёт старт региональный детский Шахматный Конгресс, в рамках которого запланированы соревнования школьных дружин, мастер-класс и семинар для тренеров. Михаил Ефимович вскрыл ряд злободневных проблем шахматного образования в РФ: отсутствие системности в работе, инертность Минобрнауки, отсутствие разветвлённой сети подготовки кадров. Проблемы высвечены - дело за их эффективным решением. Так, одним из путей решения кадрового вопроса, по мнению М.Е.Николаева, является овладение студентами двух специальностей… За последние годы во многих странах мира наблюдается лавинообразный рост интереса к шахматам, шахматы становятся учебным предметом в Швеции, Испании, США… С конструктивной инициативой выступили ведущие европейские страны: Англия, Германия, Франция и Голландия, наметившие провести в 2006 году под эгидой Европейского шахматного союза "Международный Конгресс по шахматам в школах", по результатам которого планируется установить контур европейского стандарта преподавания шахмат. Россия, в которой вопросы шахматного образования исторически были поставлены раньше, чем в других странах, не может и не должна терять здесь свои позиции.
Якутия купила в августе 2006 года у издателя 100 учебников первого года обучения и 100 учебников второго года.

2. Или на это повлиял нынешний президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов?
Ответ: В 1995 году К.Н.Илюмжинова избрали президентом ФИДЕ, и он сделал сильный, правильный ход. Другое дело, что этот ход тогда не был обеспечен методически. От принятия решения до его выполнения непростой, тернистый путь. Но идея-то правильная.

3. Почему шахматы как обязательный предмет рассматриваются именно в Ханты-Мансийском автономном округе, а также в Томской и Свердловской областях?
Ответ: Как у нас всё растёт в РФ? От головы. В данных субъектах РФ губернаторы понимают, что шахматы достойны стать учебным предметом, поэтому в данных регионах идёт поиск путей реализации идеи. Но сделаны только первые шаги.

4. Почему не в Москве или Санкт-Петербурге?
Ответ: В Москве и Санкт-Петербурге работа тоже ведётся. В Санкт-Петербурге, по словам Всеволода Кострова, в 100 школах обучение ведётся по его книгам для начинающих, написанных в соавторстве с Джалилем Давлетовым. В Москве проходит мощный эксперимент под руководством А.Е.Карпова. Вначале была выбрана одна школа, затем - 10, в дальнейшем планировалось - 100, но пока дело застопорилось. Вот моя информация о данном проекте ("Первый ход") - http://chess555.narod.ru/1hod.htm

39. SHYEV   (02.10.2006 11:32)
0  
Игорь Георгиевич, интересно Ваше мнение по поводу происходящего в это время в Элисте. Лично я молю Бога, чтобы родители детей, которые сдали их обучаться шахматам, не смотрели спортивных новостей, поскольку они просто заберут своих чад подальше от этой "туалетной" игры. И это тогда, когда я с таким трудом пробился с шахматами в ещё одну школу. Лучшие предствители этой игры делают такую рекламу людям не знающим шахмат, что они скорее отдадут своих детей в экстрим-спорт. Но более всего обидно за истинных любителей шахмат, которым лучшие гроссмейстеры просто наплевали в душу.
Ответ: Вы АБСОЛЮТНО правы!!! Трижды правы. О своей позиции я подробно написал на одном из форумов ВИПа - http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=1945&st=0
и http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=1945&st=20&gopid=29575&
Вот главное - лично я одинаково ровно отношусь и к Крамнику, и к Топалову. Мне было бы приятно, если бы чемпионом мира стал россиянин. Вместе с тем, зажигательный, искромётный стиль игры Топалова не может не нравиться… Перед матчем я полагал, что при любом его итоге в выигрыше окажутся шахматы. Теперь же, увы, не исключено, что при любом его итоге шахматы окажутся в проигрыше. И т.д. и т.п.

38. Ирина   (01.10.2006 22:43)
0  
Игорь Георгиевич, интересно Ваше мнение по поводу принятия закона «уроки шахмат в школах»? Вступит ли он когда-нибудь действительно в силу? Будут ли шахматы включены в общеобразовательную программу? Есть ли уже какой-нибудь прогресс на данный момент? Также есть информация, что уроки по шахматам факультативно преподаются практически во всех частных школах, согласны ли вы с этим? Во многих ли средних общеобразовательных школах России у детей есть возможность повышать свои навыки в шахматах? Где в основном дети учатся играть в шахматы?
Ответ: Отвечаю, Ирина, по порядку.
1. Игорь Георгиевич, интересно Ваше мнение по поводу принятия закона «уроки шахмат в школах»?
Ответ: Ирина, пока как такового закона «уроки шахмат в школах» нет.

2. Вступит ли он когда-нибудь действительно в силу?
Ответ: Его нет, и он вряд ли будет. Максимум, что может быть - новый Приказ Минобрнауки РФ (он был обещан, но его пока нет). Пока де-факто мы имеем только Приказ Минобразования России №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации". Сам приказ - http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_04/2211.html (приказ с информацией о ходе выполнения - http://chess555.narod.ru/MO2211.htm). Приложение №1 - http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_04/pr2211-1.doc. Приложение №2 - http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_04/pr2211-2.htm. Посмотрите эти материалы.

3. Будут ли шахматы включены в общеобразовательную программу? Есть ли уже какой-нибудь прогресс на данный момент?
Ответ: Они уже включены в программы для начальной школы с 1994 года. Это получилось так: в начале 90-х гг. ХХ века, достоинства шахмат как учебного предмета были оценены Министерством образования РФ. Момент был благоприятный, ведь в школьном образовании свершилась подлинная революция: появились альтернативные учебники практически по каждой учебной дисциплине, а в сетке уроков появились новые предметы. Появился шанс для официального введения шахмат в программные документы общеобразовательной школы, и благодаря инициативе, поддержке и заботе сотрудников Отдела начальной школы (который сейчас называется Отделом программ и стандартов начального образования) он был реализован. Итак, с 1993 года официально в начальной школе были выделены учебные часы для факультативов (2 часа в первом классе, 3 часа во втором и третьем классе; к 2003 году, к сожалению, количество часов сокращено). Учителям предоставлялся выбор из трёх факультативных курсов ("Введение в народоведение", "Твоя Вселенная" и "Шахматы – школе").
Здесь следует уточнить, что такое шахматный факультатив. Многие полагают по старинке, что это дополнительные занятия, проводимые после уроков. А на самом деле, факультативы нового поколения в начальной школе присутствуют в сетке уроков наряду с математикой и русским языком. Поэтому не может не вызывать удивления тот факт, что до сих пор в прессе встречаем: "Давайте включим уроки шахмат в школьную программу".
Шахматы в России уже в программе начальной школы!!! Другое дело, что уроки шахмат проводят не в каждой школе, так как от администрации зависит, будет ли в сетке занятий шахматный курс или, скажем, "Твоя вселенная". При этом очень многие руководители крайне заинтересованы, чтобы у них в школах проходили уроки шахмат.
В 1993 году в рамках научной программы "Российская школа", направление II Государственной научно-технической программы "Развитие образования в России" (проект "Шахматы детям", шифр 1.1.2, №62) Министерство образования РФ доверило мне разработать учебно-методический комплект "Шахматы, первый год" – для первого класса общеобразовательной начальной школы, и это было сделано.
В комплект вошли:
1. Программа "Шахматы, первый год"; опубликована в журналах "Начальная школа" (№9, 1994) и "Вестник образования" (№9, 1994).
2. Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (Обнинск: Духовное возрождение, 1998). Учебник отмечен дипломом 7-й международной ярмарки "Детская, развивающая и учебная литература" в 2001 году.
3. Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу" (Обнинск: Духовное возрождение, 1999).
4. Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин "От сказки к шахматам" (ещё не издан).
5. Пособие "Необыкновенные шахматные приключения" (ещё не издано).
6-7. Дидактические книжки-картинки "Удивительные приключения шахматной доски" и "Лена, Оля и Баба-Яга" (отдельными книгами ещё не изданы).
В комплект включён и сценарий обучающего шахматного мультфильма "Горизонталик из Шахматной страны". К сожалению, киностудия "Союзмультфильм" не выполнила эту работу.
Также был написан сценарий третьего шахматного диафильма "Волшебные шахматные фигуры: Третий шаг в мир шахмат". Но СССР распался, и студия "Диафильм" прекратила свою деятельность. Ранее студия выпустила два обучающих диафильма-сказки "Приключения в Шахматной стране: Первый шаг в мир шахмат" (М.: Диафильм, 1990) и "Книга шахматной мудрости: Второй шаг в мир шахмат" (М.: Диафильм, 1992).
Каждая из данных работ получила гриф "Рекомендовано Министерством образования РФ".
Ни в одной стране мира нет подобного учебно-методического комплекта по шахматам, написанного специально для начальной школы.
В 1994-1995 гг. работа была продолжена и подготовлен к печати учебно-методический комплект второго года обучения. В него вошли:
1. Программа "Шахматы, второй год"; опубликована в журналах "Начальная школа" (1995, №8) и "Вестник образования" (1995, №12).
2. Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" (Обнинск: Духовное возрождение, 2003).
3. Пособие для учителя "Шахматы, второй год, или Учусь и учу"(Обнинск: Духовное возрождение, 2003).
4. Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране" (М.: Поматур, 2000).
Каждая из указанных работ также получила гриф "Рекомендовано Министерством образования РФ".
В 1996 году обе программы включены в сборники обязательных программ Министерства образования "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3)" и "...Начальные классы (1-4)". – М.: Просвещение, 1996.
Позднее опубликована программа "Шахматы, третий год" ("Начальная школа", 1998, №3). В том же 1998 году увидела свет новая редакция "Программ общеобразовательных учреждений. Начальные классы", в которые включены шахматные программы трёх лет обучения (М.: Просвещение, 1998). В дальнейшем они были переизданы в 2000, 2001 и 2002 гг. Добавим, что в настоящее время издаются программы только для 4-летней начальной школы. Они в двух частях (шахматы – в самом конце второй части; М.: Просвещение, 2002, с.370-392).
Все работы опираются на нестандартные авторские наработки, на авторское ноу-хау. В их числе: разработка оригинальных дидактических заданий и игр, блоков игровых позиций для каждой из них, использование игры на фрагментах доски, выявление базисной игры первого этапа обучения – фигура против фигуры, детальная разработка "доматового" периода обучения и многое другое. Из всего многообразия шахматного материала отобран именно тот, который в полной мере отвечает задачам начальной школы, дополняет и обогащает остальные учебные предметы.
Особенность курса состоит в том, что он предназначен для обычного учителя начальной школы, не знакомого прежде с шахматами. По нашему мнению, это единственный путь, чтобы в дальнейшем шахматы вошли в жизнь каждой начальной школы, ведь педагогов – игроков большой практической силы, на все школы не хватит. В пособиях для учителя детально описывается каждый из программных уроков (с вариантами) и объясняется самый элементарный шахматный материал.

4. Также есть информация, что уроки по шахматам факультативно преподаются практически во всех частных школах, согласны ли вы с этим?
Ответ: Согласен. Шахматы как учебный предмет издавна присутствуют в по-настоящему элитарных школах.

5. Во многих ли средних общеобразовательных школах России у детей есть возможность повышать свои навыки в шахматах?
Ответ: Реально, пока ещё нет. Очень много проблем. Как обязательный предмет шахматы пока лишь в двух субъектах РФ - Калмыкии и Якутии. Сейчас к процессу подключились губернаторы Ханты-Мансийского автономного округа, Томской и Свердловской областей.

6. Где в основном дети учатся играть в шахматы?
Ответ: Первые навыки дети чаще всего получают в семье.

Дополнительно к вопросам: 1 - 6 см. также
Сухин И.Г. Государственной важности дело // Шахматная неделя, №32, 2004, с.12-13. // http://chess555.narod.ru/cw10.htm
Сухин И.Г. От методики к практике // Шахматная неделя, №49, 2003, с.7. // http://chess555.narod.ru/cw2.htm
Сухин И.Г. Первый ход, или Шахматы - детям. – М.: Учительская газета, 2004, №46, с. 10 - http://www.ug.ru/?action=topic&toid=7018.
Сухин И.Г. По выбору учащихся // Шахматная неделя, №24, 2004, с.12. // http://chess555.narod.ru/cw9.htm

37. Л. Бабушкин   (11.09.2006 09:21)
0  
Извините, что вмешиваюсь в ваш диалог. Хорошо, что вы коснулись одного из важнейших, на мой взгляд, аспектов шахматного всеобуча, который чаще всего остается в тени. Для краткости скажу образно: если считать шахматы “инфекционным заболеванием”, то школа – мощный рассадник этой инфекции. Когда одна моя малолетняя родственница “проходила” шахматы в школе, шахматами заинтересовалась вся семья, включая бабушку. Но вы эту механику лучше меня знаете…
Ответ: Лев Борисович, Вы же знаете, здесь Вам всегда рады!!! Сегодня я целый день был в Институте и надолго "выпал" из Интернет-жизни… Сейчас вот окунулся снова. Очень интересное наблюдение о том, как вся семья заинтересовалась. Я бы не сказал, что у меня много материала на эту тему. Знаю только, что пару лет назад Сергей Позин организовал конкурс: Научился сам – научи товарища". Я писал об этом здесь - http://chess555.narod.ru/cw5.htm
В ходе данной акции дети учили не только товарищей, но и родителей. Очень важно, чтобы сам первоначальный процесс обучения проходил очень интересно и насыщенно, тогда и дальше по цепочке пойдёт… Сегодня нашёл в Интернете блестящую статью о значении игры как таковой в начальной школе. Гусев Андрей Николаевич "Урок - это игра" - http://www.s-cool.ru/page-18.html
Как замечательно, что в России есть такие учителя начальных классов, как Гусев!

36. SHYEV   (10.09.2006 19:19)
0  
Игорь Георгиевич,читал интервью с Вами в "МШ", но одно выражение "Ведь дальнейшее продвижение шахмат в общеобразовательную школу и в систему дошкольного образования, по большому счету, выгодно всему шахматному сообществу." я не совсем понял. Ведь насколько я знаю «Шахматный всеобуч» направлен на равитие всех детей и это должно быть выгодно всем, а не только шахматному сообществу, которое как известно сейчас не слишком многочисленно.
Ответ: Вы абсолютно правы! Просто в данном случае я имел в виду другой аспект. Т.е. то, что реально современные шахматы, увы, на 100% - лишь спорт. Т.е. различные функционеры лишь прикрываются словами о развивающем значении шахмат, но совершенно не занимаются реально продвижением шахмат в систему образования. Поэтому, даже очень нужные Приказы, распоряжения и указы сверху - на местах не выполняются, саботируются (а то и скрываются от общественности). Мне бы хотелось ощутить именно от шахматного сообщества реальную поддержку общеобразовательного направления. Я ранее полагал, что весь шахматный мир заинтересован в том, чтобы в школе был такой предмет "Шахматы". Но оказалось, что, например, некоторые функционеры ответственные за спорт, наоборот были против шахматного всеобуча, т.к. полагали, что если Центр выделит некие средства на шахматный всеобуч, то эти средства могут быть вычтены из денег, отпускаемых на проведение спортивных соревнований. Только при единстве шахматного мира можно что-то реально изменить. Пока же этого единства нет, увы. Поэтому приходится бороться не только с непониманием отдельных сотрудников Министерства образования РФ, но и с чисто шахматными функционерами. Поразительно, что кое-кто из них не понимает, что шахматный всеобуч обеспечит работой также и шахматных тренеров, так как те из ребят, кто всерьёз заинтересуется шахматной игрой в рамках школьных уроков, пойдут в клубы и секции. Но как это ни смешно, но приходится "бороться" не только с "чужими", но и со "своими". А как же девиз ФИДЕ? С огорчением, ИГС.

35. SHYEV   (15.08.2006 16:39)
0  
Игорь Георгиевич,на 100% согласен, что дети любят не ИГРАТЬ, а любят ВЫИГРЫВАТЬ. Прочитал полемику Л. Бабушкина и Андрея М.,а также давнюю статью И. Одесского по поводу шахматного всеобуча(кстати мне очень интересно Ваше мнение по этой статье), где приведены довольно интересные доводы не в пользу обучения шахмат. Но всё же главный вопрос по-моему не зачем всеобуч(уж конечно не для выращивания чемпионов,которых по определению не может быть много), а как побыстрее внедрить его. И тогда уже можно будет оценивать результаты: стали дети лучше учиться или не стали. Новое требует решимости, а не сомнений. А так лишь продолжение топтания на месте.
Ответ: О статье Одесского. Илья Одесский абсолютно прав в том, что нельзя внедрять шахматы в школы топорно, с наскока, бездумно. "Шахматы" не абстрактное понятие, нельзя просто "внедрять шахматы", как это нередко понимается, увы. Внедряться должны конкретные учебно-методические комплекты (УМК), в состав которых должны входить: 1) программа; 2) учебники для школьников; 3) пособия для учителя; 4) пособие для родителей, дети которых обучаются в школе шахматам; 5) рабочие тетради для детей; 6) тетради для контрольных работ; 7) задачники для детей. Это - как минимум. Без этого Шахматный всеобуч - профанация. На сегодняшний день, в различных странах мира это, наконец, стали понимать. В России, кроме меня, учебно-методические комплекты разработали Позин, Костров и Давлетов (но не полностью, у них нет нескольких важных составных частей, впрочем, это дело наживное), возможно, кто-то ещё. И это хорошо, что есть различные подходы, и учитель имеет возможность выбирать. При этом главное в УМК - целеполагание - главная цель, которая красной нитью проходит через весь УМК. Если мы хотим, чтобы шахматы являлись полноценным школьным предметом, то нельзя просто учить детей шахматам (это задача ДЮСШ), нужно вычленить в шахматах такое, что поможет шахматам занять в школе свою и только свою нишу. И здесь без научного подхода, как это ни банально звучит, нельзя. Вы пишете, что нужно "побыстрее внедрить его". Это верно, но это внедрение должно быть очень продуманным. Я уже провёл анализ информации из тех регионов, где решили преодолеть "редут" с наскока, без использования полноценных учебно-методических комплектов. Там не получилось ничего. И это естественно, т.к. там детей быстренько учили просто играть, рано начинали "крутить" турниры и что? Успешными были только чемпионы. Учёба превращалась только в спорт, в фарс. Спорт - это прекрасно. Но только для ДЮСШ. В общеобразовательной школе все ученики обязаны быть успешными! Урок шахмат просто обязан быть здоровьесберегающим. Иные шахматы школе не нужны! Но, увы, полноценное понимание этого ещё не пришло. С одной стороны, нам, казалось бы, нужно радоваться: 1) вот Путин дал задание Министру образования изучить зарубежный опыт проведения шахматных уроков в школе; 2) вот в Тюменской, Свердловской и Томской и др. областях губернаторы объявили, что с 1 сентября в регионах будут организованы шахматные факультативы (кое-где и обязательные). Но каков механизм реализации идеи? Как бы он не получился таким: "Ура - вперёд!" (т.е. без полноценного методического обеспечения). А вероятность этого очень, увы, велика. Не открою большой тайны, если предположу, какой именно механизм реализации некой идеи до сих пор принимается во всех странах мира. Он прост. Скажем, Президент (чего угодно) выделяет средства для реализации идеи. Вопрос: как Вы полагаете кому достаются эти средства? Не всегда, но очень часто не тем, кто может выполнить работу грамотно, а тем, кто поближе к кормушке. Это и в России и за рубежом. При этом на самом высшем уровне, слава Богу, ещё всё более-менее неплохо! Пример: недавно опубликованы списки школ и учителей, которые получили гранты национального проекта "Образование", и, в самом деле, премии получили лучшие! Это вдохновляет. Но вот уровнем ниже - всё гораздо хуже, не буду детализировать. Идеальный вариант - если бы Путин объявил национальный проект "Шахматы"! Здесь всё было бы хорошо и качественно. Но будем реалистами - это маловероятно. Калмыкия и Якутия декларировали введение Всеобуча. Но где их учебно-методические комплекты? Или хотя бы программы? Всё покрыто мраком. Есть желание, но нет чёткого механизма реализации. Недавно в прессе промелькнуло, что К.Н.Илюмжинов предложил РГСУ обобщить опыт Калмыкии, сразу возникает множество вопросов, на которые нет ответа. Я "прочесал" Интернет вдоль и поперёк, и не нашёл никаких упоминаний о том, как именно проходят уроки шахмат в данных регионах (программы, методики, учебники). Тут есть ещё один нюанс: я пока единственный автор шахматного УМК, который получил гриф "Рекомендовано Министерством образования России". Казалось бы, мне и карты в руки, и я обязан "пробивать" свои учебники в регионы. На моём месте нахрапистый автор извлёк бы из этого максимум возможного.
Но мы в СССР были не так воспитаны, и я, наоборот, стараюсь по мере возможности дистанцироваться от своего УМК (его продажей занимается только обнинское издательство), т.к. мне неприятна сама мысль, что кто-то меня упрекнёт тем, что я занимаюсь рекламой своих учебников. Тем не менее недавно в гостевой сайта Поволжья некто вскользь бросил такой упрёк, и я с трудом сдержал себя, чтобы не вступить в беспредметную полемику (чем сэкономил себе немало нервов и сил). Вернусь к главному. Если серьёзно по научному ставить полноценный шахматный эксперимент, то он должен быть растянут, увы, на многие годы. Глобальная проблема отечественной педагогики заключается в том, что на опробование любой конструктивной идеи требуется очень много времени. Все, кто реально занимается шахматами с детьми (как я), знают, видят и чувствуют как интеллектуально "мужают" ребята. Для меня колоссальный развивающий эффект правильно организованных шахматных занятий является насколько очевидным, что очень не хочется отвлекаться и стопроцентно доказательно убеждать сомневающихся в своей правоте. Так как, повторюсь, это возможно, но потребует огромного количества времени, которым я пока не располагаю. С другой стороны я со временем это сделаю. Пока же создавшееся положение (наличие многих сомневающихся) меня вполне устраивает, т.к. говорит о том, что у меня есть ещё время на раскачку, чтобы полностью завершить шахматный школьный курс (третий год ещё не весь "прописан" - не хватает времени, к тому же многое ещё нужно обдумать, получить обратную связь).

34. Л. Бабушкин   (14.07.2006 15:16)
0  
Уважаемый Игорь Георгиевич!
Противники шахматного всеобуча (или просто скептики) обычно спрашивают: "Почему именно шахматы, а не шашки, преферанс, покер....?"
("Всякий кулик своё болото хвалит")
Должен признать, что я не могу достаточно полно и убедительно ответить на этот вопрос - хотя бы потому, что не силен в шашках и карточных играх.
Никаких серьезных исследований на эту тему
(сравнительная характиристика игр - на диссертацию потянет) не знаю. А что Вы можете сказать по этому поводу?
Ответ: Очень важный вопрос, Лев Борисович! Я много размышлял над этим. Активисты и энтузиасты очень многих интеллектуальных игр по-доброму завидуют всенародной любви к шахматам и тому вниманию, которое развитию шахмат в стране оказывается сверху. Например, тому же Приказу Минобразования №2211 от 2004 года. "Альтернативщики" полагают, что и иные игры могут равноценно заменить шахматы в школе. Например, в Англии ратуют за введение в школе урока судоку. Возьмём игры вида: шашки, реверси, Го. В них присутствует всего одна-две игровые фигуры. В шахматах их шесть. Именно многообразие шахматных фигур (и своеобразная идеальная упорядоченность правил их передвижения по доске) позволяет создать научно-обоснованный школьный курс, в котором процесс обучения раскручивается по спирали (по И.Г.Сухину). Как этого добиться, я показал в своих книгах. Домино? Карты? Здесь нет, помимо всего прочего, "открытости начальной диспозиции", исходного материального равенства. К тому же в шахматах есть и непостижимая тайна, и фантастическое эстетическое обаяние! Поэтому лучшие образцы шахматного искусства не уступают по глубине лучшим образцам иных видов искусства. Не случайно великий Ш.А.Амонашвили сказал о шахматах так: "Это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС".

33. Л. Бабушкин   (04.07.2006 10:01)
0  
На Вашем сайте появились замечательные фотографии. Я решил не отставать и сделал страничку “Шахматы и дети” (http://proint.narod.ru/kniga2/deti.htm), пока там только несколько фотографий, сделанные руководителем детского шахматного кружка из Черноголовки (и ученым “по совместительству”) В. И. Евреиновым. Надеюсь, что с помощью наших читателей эта страничка будет пополняться не только новыми фотографиями, но и рассказами о детях, их высказываниями и т. п.
А еще мне прислали несколько фотографий шахматных котов. И поэтому придется сделать страничку “ШахКотов”. А у Вас есть кот (собака, хомяк..) интересующийся шахматами?
Ответ: Лев Борисович, я посмотрел фотографии Вашей рубрики "Шахматы и дети" - они отличные!!! Особенно импонирует задумчивый Андрей! Интересна Ваша задумка о Шахкотах. Вспоминается, что котов очень любит рисовать мой любимый иллюстратор детских книг Виктор Чижиков - он, вообще, виртуозно рисует животных. А вот в моей жизни животные появлялись нечасто, в основном стараниями младшей дочери - были и хомячок, и хонорик, сейчас вот братец Кролик, которые ни ранее, ни в настоящее время не были замечены около шахматной доски. А поскольку я сам пока ещё не изучал такой предмет, как фотоаппарат, то мои фотоальбомы крайне скудны. Саму тему "Шахматы и животные" очень приветствую, т.к. здесь море возможностей, и если кролик моей младшей дочери сможет освоить мою методику обучения малышей и хотя бы раз избежит детского мата, то постараемся запечатлеть этот впечатляющий миг. С улыбкой, ИГС.

32. Любовь Михайловна Михайлова   (11.06.2006 16:46)
0  
Такие люди, как Вы, Игорь Георгиевич, настоящее сокровище нашей российской педагогики. Рада, что Вы есть у тех детей, с которыми работаете.
С уважением,
Любовь Михайловна
Ответ: Спасибо, Любовь Михайловна! Со своей стороны скажу, что я и несколько ранее, и вчера, и сегодня заходил на Ваш сайт. Помимо всего прочего на меня произвело большое впечатление, что кроме английской у Вас есть также немецкая и французская версии первой страницы сайта.

31. SHYEV   (11.06.2006 16:08)
0  
Игорь Георгиевич, хотелось бы узнать ваше мнение о высказываниях Людмилы Велавенец http://www.chessmoscow.ru/index.php?topicID=316. По-моему у Вас должно быть противоположное с ней мнение.
Ответ: Прежде всего - главное. Я с бесконечным уважением отношусь к Людмиле Сергеевне, и всё, что она делает - делается хорошо. Я сейчас внимательно перечитал эту статью и не увидел резкого противопоставления позиций. Кроме одного - я настороженно отношусь к шахматным соревнованиям для детей младше 12 лет. Об этом я много писал, и не буду повторяться. Это - моё мнение, но это не мешает большинству шахматных специалистов считать иначе. Это нормально. В упомянутой статье я не согласен, пожалуй, только со следующим абзацем Л.С.Белавенец: "Я считаю, что ребенок испытывает волнения очень часто. Собеседование перед приемом в первый класс престижной школы – это не стресс? Родители волнуются, дети переживают. Любой конкурс требует нервов. Наш турнир в этом отношении ничем не отличается, но учит переживать такую ситуацию. Если правильно ведут себя тренеры, судьи и родители, то всё проходит достаточно безболезненно. Слезы быстро высыхают, через минуту-другую ребенок гоняет мяч со своим же противником и никаких страшных вещей с ним не происходит".
И вот почему: 1) Да, любой конкурс требует нервов, поэтому не следует усугублять ситуацию ещё и шахматами; шахматы должны вначале дарить только радость; 2) фраза "Если правильно ведут себя тренеры, судьи и родители, то всё проходит достаточно безболезненно" в целом справедлива; проблема в том, что она нежизненна; т.к. очень много существует тренеров и родителей, увы, которые ведут себя "неправильно"; 3) слёзы высыхают быстро, но зарубка для будущего инфаркта остаётся после каждого мини-стресса; реальность такова, что инсульты и инфаркты стали поражать в РФ уже 30-40-летних людей (большинство об этом не задумывается). Ребёнок, особенно младшего возраста, должен воспитываться в атмосфере очень щадящей. Закалка характера нужна, но не форсированная, не жёсткая, не жестокая.
11 июня 16.40

30. SHYEV   (11.06.2006 15:47)
0  
Игорь Георгиевич,какое время суток наиболее благоприятное для изучения шахматам детьми до 8 лет? По моим наблюдениям, наилучшим образом они усваивают информацию утром до 12 часов. В школе же, естествено, на уроки шахмат выделяют последние уроки, когда ребёнок уже не в состоянии нормально воспринимать информацию (в особенности, если он не увлечён этой игрой). Но есть ли принципиальная разница во времени проведения занятий?
Ответ: Вы абсолютно правы, лучшие часы для шахматных занятий - с утра, т.е. с 9.00 до 12.00. Так как пока шахматы, увы, по непониманию и недоразумению относят к "дополнительному образованию", то оставляют для проведения шахматных занятий не самые лучшие часы. Это в корне неправильно, потому что шахматы в школе особенно ценны тем, что являются "надпредметным предметом", позволяющим сформировать у учеников такие способы деятельности, которые помогут детям легче усвоить абсолютно любой школьный предмет. Подчёркиваю, абсолютно любой. Поэтому значение шахмат как чёткой системы обучения в начальной школе переоценить невозможно. Но занятия эти должны принципиально отличаться от занятий в спортшколах, так как помимо всего прочего (главное - разные цели обучения) в спортшколу, кружок, клуб идут уже мотивированные дети, а в общеобразовательной школе в первый год обучения эту мотивацию ещё нужно создать.
11 июня 2006 16.00

29. Л. Бабушкин   (30.05.2006 10:09)
0  
К великой досаде никаких подробностей о преподавании шахмат в Англии, введенное C. Киппингом, мне найти не удалось. А Тишкова уже не спросишь - уже лет
двадцать как его нет. С Александром Александровичем Тишковым я переписывался в конце 70-х - начале 80-х. Востоковед, он знал несколько языков, был ценнителем
поэзии и живописии, много лет собирал шахматные задачи. О старых проблемистах знал, кажется,всё. Осталось несколько его статей в шахматных журналах и книга, выпущенная В. Чепижным уже после смерти Тишкова (А. Тишков, В. Чепижный Шахматные задачи-миниатюры, ФиС, 1987).
Я процитировал его статью "Странный англичанин" "64" 10, 1982. О преподавании шахмат в
школе Киппинга упоминается также в "Шахматном словаре" 1964 года.
Ответ: Спасибо за информацию, Лев Борисович! Как приятно иметь точные ссылки на первоисточники.

28. Л. Бабушкин   (29.05.2006 09:03)
0  
Из истории шахматного всеобуча. О видном английском проблемисте Сериле Киппинге (1891-1964):
"Сорок лет он преподавал в средней школе (с 1924 года в качестве директора) впервые введя
в Англии предмет "Изучение шахмат" " (А. Тишков)
Ответ: Спасибо за интереснейшую информацию, Лев Борисович! А не подскажете ли точный источник информации? "А. Тишков" - мне ничего не говорит и сильно интригует. Я сегодня с утра был в Совете Федерации, затем у себя в ИТИП, только сейчас (в 20.50) вернулся домой и получил от Вас такое интересное известие!


Имя *:
Email *:
WWW:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Хостинг от uCoz