Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

 

“ШАХМАТНЫЙ ВСЕОБУЧ И ТРЕНЕРСТВО”

Интервью с профессором И.Г. Сухиным (г. Москва) и Л.Б. Бабушкиным (г. Санкт – Петербург)

 

С.А. Гайнутдинов, Челябинская область, г. Миасс, учитель МКОУ СОШ №11,

координатор партийного проекта “Шахматный всеобуч”

в Миасском городском округе, председатель “Федерации шашек МГО”

 

 

    1. Вопрос: Можно ли спортивное направление преподавания в школе и в шахматном спорте отнести к шахматному всеобучу?
    2. Руководитель Интернет – проекта "Генезис" Лев Борисович Бабушкин указывает: “По-моему, нет. Во всяком случае, я привык понимать под шахматным всеобучем  именно всеобщее обучение играть в шахматы. Можно провести аналогию с  плаваньем.  Уметь плавать должны все, а спортивное плаванье – удел избранных. РШФ – чисто спортивная организация. Она, конечно, тоже заинтересована в массовости, но, во-первых,  на практике у неё руки не доходят до массовости, а во-вторых, ей и массовость нужна для отбора особо одаренных, что школьному всеобучу противопоказано. Вообще, спорт – это всегда отбор, селекция”.

      ВСЕОБУЧ – обязательное всеобщее начальное обучение (составлено из сокращения слов: всеобщее обучение), это определение всзято из “Толковый словаря” Д.Н. Ушакова.

      В толковом словаре С.И.Ожегова указано два значения термина "всеобуч":

      1) сокращение: всеобщее обучение;

      2) перен. Широкая пропаганда основ каких-н. знаний… –

      Вот мнение профессора И.Г. Сухина: “Мы, разумеется, используем  второе значение!!! С целью продвижения шахмат в школы и детские сады для развития СДУ. Поэтому вполне допустим и уместен шахматный всеобуч в одной школе. Сегодня шахматы в мире присутствуют в двух ипостасях, в двух параллельных плоскостях: 1) шахматы – наука, искусство и учебный предмет; 2) шахматы – вид спорта. Пока ещё явно преобладает и доминирует спортивная составляющая, но постепенно ширится понимание того, что шахматы – важная метапредметная учебная дисциплина, развивающая у детей фундаментальную способность действовать "в уме". Поэтому в Декларации Европарламента “Шахматы в школе” (2012) шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина. К сожалению, в течение многих лет почти во всех странах мира (и в РФ, и в США, и в Китае, и др.) именно спорт является витриной государства и культивируется поклонение чемпиономании. На самом деле процветание государства зависит не от количества чемпионов, а от должного внимания к системе образования, прежде всего, к рядовым воспитателям детских садов и учителям общеобразовательных школ. Их работа не пиаристая, вроде бы незаметная, но именно она может обеспечить (или не обеспечить) должный уровень образования и интеллекта всех детей страны (а не кучки избранных). Не случайно многие страны мира и озабочены поиском метапредметных дисциплин, которые эффективно развивали бы мышление подрастающего поколения. Поэтому к 11 июня 2014 года значение преподавания шахмат как учебной дисциплины в системе образования неуклонно возрастает. Но пока ещё очень малое количество стран (и регионов России) знает, как методологически грамотно проводить шахматный всеобуч. Хотя всё это уже достаточно давно известно, лежит это вне сферы внимания ключевых СМИ”.

       

    3. Вопрос: Как организовать шахматный всеобуч?

И.Г. Сухин: “О, это большая тема – информация есть на моём сайте http://chess555.narod.ru, но она размазана – я не писал отдельной статьи по теме. Тут много аспектов: 1) что называть проектом, 2) уровень (город или область), 3) по чьей инициативе (какая структура поддерживает) и т.п. Вопрос налаживания взаимодействия шахматной федерации и Департамента образования – очень сложной – решить его могут только те, кто имеет мощную лапу наверху. В Кургане это есть! Сначала можно выбрать несколько пилотных школ. Ключ к успеху всего мероприятия: 1) опора на научный подход, 2) преподавать шахматы в детском саду и в начальной школе должны подготовленные воспитатели и учителя начальных классов по учебно-методическому комплекту и прошедшие соответствующие курсы. И, да, нужна, команда единомышленников. А это очень непросто, так как у каждого свои чаяния и амбиции”.

 

3) Вопрос: О теоретических аспектах и опыте всеобуча в других регионах?

Профессор И.Г. Сухин пишет: На эту тему я выпустил только одну книгу – она издана в Германии в 2012 году на русском языке. "Учебный предмет “Шахматы” в школе как инструмент развития мышления: История, методология, научные исследования и опыт внедрения".

По срокам начала всеобуча в регионах?

1995 – Калмыкия, 2000 – Якутия, 2006 – Томская область, и т.п.

И везде всё упирается в конкретных людей – толкачей. Вот ушёл Илюмжинов из Калмыкии, и всё там начало рушиться и т.п.  На сегодня лучший опыт – Курганская область. 

 

 4) Вопрос: За счет чего вводится урок шахмат или факультатив?

1. Внеурочная деятельность: цель – общеразвивающая, тут компетенция самого образовательного учреждения и методист школы сам проверяет программу соответствию целям школы.

    1. Дополнительная образовательная программа – тут цель результат, тогда достаточно типовой программы по шахматам И.Г. Сухина, но её необходимо адаптировать.
    2.  

      5) В чем отличие программ для спорта и шахматного всеобуча?

      Вот, что считает И.Г. Сухин: “Я занимаюсь совсем другим – не спортом, а образованием всех детей. Кстати, хотя мои учебники не для спорта, но самые умные ДЮСШ используют именно их, а не других авторов (Москва, Дворец на Воробьёвых горах и др.). Я не писал их для спорта, но в них прекрасно отработана база (этого нет нигде в мире), поэтому у учеников нет пропусков в шахматных знаниях. Поэтому, к примеру, Директор шахматной ДЮСШ им. Карпова гроссмейстер Александр Потапов работает именно по ним и сохранность контингента в спортивных группах начальной подготовки у него возросла с 60% до примерно 95%...Опять-таки мне всё это не важно – я работаю для системы образования, а не спорта, но писал трёхлетний курс капитально. В ДЮСШ он просто проходится в 10 раз быстрее, чем в обычной школе....А Голенищев – это далёкое прошлое (хотя он, конечно, умница и поднял важный пласт). Вы видели мои задачники для 2 и 3 года? Вы видели 7 моих задачников, изданных в США? Кстати о программах для спорта. Их в последние годы написано немало. Но это не имеет никакого отношения к уроку шахмат в школе. Ни малейшего!”.

      Дело в том, что система образования по-хорошему консервативна, поэтому любое введение новой учебной дисциплины должно быть, прежде всего, научно обосновано и ориентировано на важную для системы образования цель. Отечественная наука для курса шахмат эту цель давно уже выявила – поэтапное развитие у детей фундаментальной способности действовать "в уме", необходимой ребёнку во всех сферах жизни и деятельности. Под эту цель с 1993 года в РФ по заказу Министерства образования РФ была начата разработка научно обоснованного Федерального курса "Шахматы – школе" (не путать с "Шахматы в школе"). В настоящее время это единственный в РФ курс полностью обеспеченный учебно-методическими комплектами 3-4 лет обучения (22 позиции), который давно апробирован и успешно интегрирован в новые ФГОС. Вместе с тем в последние годы делаются спешные попытки разработать подобные комплекты под спортивно-ориентированные цели”.

      ЧИПКРО или ИРОСТ может рецензировать программы, а федерации шахмат не рецензируют и не утверждают, так как это дело образования.

       

      6) Вопрос: За счет, каких часов вводятся шахматы в школу?

      1. компонента образовательного учреждения;

      2. Третий час физкультуры;

    3. Внеурочная деятельность.

 

7)  Чем сейчас определяется уровень тренера и преподавателя по шахматам в школе?

 

“Да, увы, сегодняшнее тренерство очень разношёрство – кроме понимающих и открытых для нового, немало тренеров с большими ничем не подкреплёнными амбициями. Но это реальность” (И.Г. Сухин).

 

 

Литература и интернет ресурсы

    1. Гайнутдинов С. А., Лигаева А.М. Гроссмейстер Е. Э. Свешников о шахматах, Фишере и... золотом сечении. — http://vk.kspu.ru/mod/resource/view.php?id=4455
    2. А. Ильин-ЖеневскийЗА  ШАХМАТЫ  КАК  ИСКУССТВО!” "Шахматный листок" № 4, 1930 г.
    3. Гайнутдинов С. А. Шахматная культура в школу: Заметки на форуме chesspro. — http://vk.kspu.ru/mod/resource/view.php?id=4454
    4. Диалоги о шахматах     И.Сухин и Л.Бабушкин    Маленькие дети и "большой спорт". - http://proint.narod.ru/mid/is_lb1.htm
    5. Бабушкин Л. Б. Помогут ли шахматы школе? — http://proint.narod.ru/kniga2/vseob.htm
    6. Л. Бабушкин Уроки шахмат – уроки творчества и красоты.- http://proint.narod.ru/publ2010/uroki.htm
    7. Генезис. Шахматы и культура. — http://proint.narod.ru
    8. 15. Сухин И. Г. Без проигравших!: Попробуйте превратить серьезное занятие в сказку // Учительская газета. — 2006. — 31 января (№ 4). — С. 21. — http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=258
    9. 16. Николаев М. Е. Шахматное образование в России. — http://www.1sakhapresident.ru/index.php/ru/2008-11-21-09-00-12/401-170709
    10. 17. Потапов А. Ю. Развитие шахматного образования в Ямало-ненецком автономном округе // Материалы Международной научно-практической конференции “Шахматы — инструмент повышения интеллектуального уровня детей”. — Обнинск: Духовное возрождение, 2010. — 272 с. — С. 126-128.
    11. 18. Тимофеев А. А. Еще раз об учебном предмете шахматы. — http://chess555.narod.ru/tim3.htm
    12. 19. Щетинин А. Н. Шахматный всеобуч, и не только он… — http://www.e3e5.com/article.php?id=1577
    13. С.И. Ожегова (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/29974).
    14. Программы:1год: http://chess555.narod.ru/1god.htm;
      2год: 
      http://chess555.narod.ru/2god.htm; 3год: http://chess555.narod.ru/3god.htm.
    15. Презентация курса И.Г. Сухина – http://chess555.narod.ru/Sukhin_UMK_Chess.ppt
    16. Презентация шахматных книг И.Г. Сухина- http://chess555.narod.ru/Sukhin_chess_books.ppt

 

 

http://chess555.narod.ru/gainutdinov_vseobuch-2017.htm

© 2017 Гайнутдинов С.А.