Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

Методические споры и “разборки”: методист в “гостевых” шахматных сайтов

 

1. В “гостях” на сайте клуба Г.Каспарова

Жаль, что давно не обновляется очень нужный мини-сайт "Шахматы – детям", который ведёт А.А.Тимофеев. На многих страницах мини-сайта приведён прекрасный материал для шахматных педагогов. Подобных рубрик в сети Интернет я не нашёл. Любопытно, что в СССР, а затем и в России, неоднократно говорили о необходимости введения шахмат в сетку школьных занятий, но мало кто знает, что официальный факультатив "Шахматы – школе" существует в России с 1993 года. И программы трёх лет обучения каждые 2 года публикуются в сборниках программ для начальной школы, журналах "Начальная школа" и "Вестник образования". В 1998 г. издан учебник "Шахматы, первый год", в 1999 г. – методическое пособие для учителя. Мне было бы интересно связаться со всеми, кому небезразлична судьба шахматного всеобуча в нашей стране. В далёком 1980 г. так верилось, что он вот-вот грянет... Пока же, как обязательный предмет в начальной школе, шахматы (реально) уже второй год присутствуют в Якутии. В остальных регионах методисты ссылаются на перегруженность школьной программы, не понимая, что для развития ребёнка, шахматы дают больше, чем отдельные обязательные предметы.

С уважением, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, И.Г.Сухин – 09-06-2001.

 

2. В “гостях” на сайте Шахматной федерации Ульяновской области (ведущий В.А.Парфёнов)

 

19-04-2003. Тема: Шахматы – школе.

Сухин И.Г.: Владимир Алексеевич, огромное спасибо за оперативную информацию из Дагомыса. Искал везде, но нашёл только у Вас! Сейчас на моём рабочем столе лежит и газета "Шахматная неделя (№13, 2003) с Вашей статьёй "Как обустроить Федерацию…” У Вас на сайте два адреса эл.почты; подскажите, по какому из них Вам писать? А пока в двух словах о теме: "Шахматы – школе". Я – автор официальных шахматных учебников для начальной школы (программы опубликуются почти каждый год с 1993 года в общем сборнике “Программ для начальной школы”; благодаря этому школьные учителя шахмат имеют возможность получать зарплату именно, как учителя шахмат, но об этом почти никто не знает!; многие материалы я выложил на своём сайте http://suhin.narod.ru). Включены ли в Ульяновске (как в Калмыкии и Республике Саха) шахматы в СЕТКУ школьных занятий? Не кружок после уроков, а именно как полноправный урок? И если да, то, по каким материалам работает учитель? К сожалению, почему-то так сложилось, что направление, которое я курирую в Министерстве образования РФ (линия Сухомлинского), по большому счёту НИКОМУ НЕ НУЖНО. Вот и в Дагомысе, насколько мне уже сказали друзья, все доклады касались совершенствования шахматиста, а не развития маленького человека (я говорю, прежде всего, о ребёнке 4-8 лет). Сборник Трудов конференции держу в руках, он очень неплох (там и мой доклад, незамеченный крик души). Но, когда мы говорим о массовости, то оптимальный путь – максимальная поддержка занятий шахматами в детских садах и начальной школе (в 80-х годах столько в "64" писалось об этом!), ведь именно это базис ВСЕЙ ШАХМАТНОЙ ПИРАМИДЫ, а об этом все молчат. За Державу обидно! Из Ваших репортажей с места событий я ещё раз в этом убедился. Что делать?

С уважением, Игорь Георгиевич Сухин, науч.сотр. Института теории образования и педагогики РАО, руководитель направления "Шахматы – школе", suhin_i@mail.ru

Ответ В.А.Парфёнова: Игорь Георгиевич! Спасибо на добром слове – остальные молчат о Дагомысе исключительно потому, что либо нечего сказать, либо ждут что подскажут сверху... Отвечаю по пунктам Вашего выступления.

1) Писать можно по обеим адресам. Более оперативный (и я им чаще всего пользуюсь) avtomob@ulstu.ru, а более надежный вот этот: avtomob@vens.ru

2) С школьными шахматными учебниками у нас туго – к своему стыду ни одного не видел (!). А проблема актуальная – вчера один из тренеров из глубинки нашей области попросил программу подготовки шахматистов массовых разрядов и я в своих архивах ... с трудом нашел программу аж 1979 года... Сегодня отдам. Уверен, что учебников у наших тренеров тоже нет...

3) О пирамиде, кажется, написал В.А. Пожарский – есть в сборнике.

4) Честно скажу, что я не сторонник массового (всеобщего) шахматного образования. Я за обучение по интересам. У нас есть тренеры, которые активно работают в детсадах – где-то с год назад проявились такие тенденции.

5) У нас уже лет 10 в одной школе в начальных классах ведутся занятия по шахматам. Я к ним внимательно присматриваюсь – особого эффекта не просматриваю (имею в виду эффект спортивного плана).

Пишите!

 

20-04-2003. Тема: Шахматы – школе.

Сухин И.Г.: Владимир Алексеевич, поражён космической скорости, с которой Вы мне ответили и в гостевой книге, и по эл.почте! Но ещё более рад содержанию Ваших писем! По всем пунктам дан чёткий ответ. Разобщённость методистов в России ужасающая – соседи не знают о методических наработках друг друга. То, что Вы написали об интересе педагогов Ульяновска к новым методикам и учебникам – замечательно. Если есть заинтересованность, то не глухая стена впереди. По п.2 – я сам, к своему стыду, полагал, что об шахматных министерских программах и учебниках все знают и не писал об этом в средствах массовой информации (исправлюсь); с удовольствием встретился бы с Вами в Москве в Центральном Доме Шахматиста, например (в согласованное время), ведь лучше 1 раз увидеть, чем сто раз услышать. По п.3 – с В.А. Пожарским познакомился недавно – заочно, через эл.почту, и наша переписка стала "плотной" и плодотворной – это тоже внушает оптимизм. По п.4. – тут корень проблемы в том, как это организовать. Министерская шахматная программа (и учебники "Шахматы, первый год" и "Шахматы, второй год") ориентированы на педагога начальной школы, имеющего самый минимальный объём чисто шахматных знаний. В этом ключ к успеху (кадровый вопрос решается). А для педагогов, работающих в д/с, есть пособия "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет" и "Удивительные приключения в Шахматной стране" (для детей 5-8 лет). Последние 12 лет я сам преподаю шахматы в мини-школе детям 4-6 лет (это я писал на своём сайте), и, например, как мне кажется, подобную информацию нужно собирать по крупицам и публиковать в прессе (в 1980-1985 гг. об опыте с мест писали в "64", а сейчас этого нигде нет, печально). По п.5. – в какой именно школе идут занятия? В каких классах? Сколько раз в неделю? Было бы чудесно, если бы педагог написал мне об этом по мейлу. Вы указываете, что не видите "спортивного эффекта". Не обязательно эффект должен быть спортивным. Более того, цель внедрения шахмат в жизнь общеобразовательной школы в развитии личности ребёнка, формировании внутреннего плана действий (что пригодится ему в теперешней непростой жизни). Когда урок шахмат идёт бок о бок с уроками русского языка, математики, природоведения это несказанно обогащает ребёнка… Остальное напишу по эл.почте. Спасибо!

Ответ В.А.Парфёнова: Спасибо! Основную инфу отправил мэйлом! Не стесняйтесь – пишите!

 

03-06-2003. Тема: Шахматы – школе.

Сухин И.Г.: Всем шахматным педагогам России! Внимательно просмотрел материалы съезда в Дагомысе. Вот кто действительно забыт, так это школьные шахматные учителя и педагоги детских садов!!! В 80-е годы почти в каждом номере "64" были заметки о подобном опыте работы, в 90-е годы в РШФ существовала специальная представительная комиссия "Шахматы – школе", а сейчас – ни-че-го! Или я ошибаюсь? Мне могут возразить: "А ДЮК?" Как я понял, ДЮК занимается только спортивными детскими шахматами, а жаль. Выход один – самим заинтересованным сторонам сдвинуть эту глыбу. Поможете? Для начала нужно создать банк данных: в каких школах шахматы есть, как урок, а не как кружок (и в д/с). Был бы признателен, если бы педагоги, ведущие в них занятия, откликнулись и ответили для начала на такие вопросы: 1. ФИО. 2. Шахматное звание (если есть). 3. Опыт работы. 4. В каких классах (группах д/с) ведёте уроки. 5. Сколько часов в неделю. 6. Какими учебниками и программами пользуетесь, их преимущества и недостатки, чем бы Вы эти учебники дополнили. 7. На каких сайтах Вы нашли полезные учебные материалы? Среди дальнейших шагов а) создание специализированного сайта "Шахматы – школе", б) помещение на ведущих шахматных сайтах большого количества ссылок на статьи и учебные материалы педагогов-новаторов др. Оптимизм мне внушает издание (за это спасибо Гончарову и Пожарскому!!!) сборника трудов в Дагомысе – есть блестящие педагоги в России (жаль, что в сборнике нет мейлов и невозможно связаться с ними; недавно наконец-то раздобыл мейл Гончарова – обязательно напишу ему!)! Но почему же даже в Интернете так скудна информация о них? На своём сайте (http://suhin.narod.ru, mailto: suhin_i@mail.ru) я уже поместил свой доклад из сборника и планирую дать прямые ссылки на доклады других авторов (и иные учебные материалы). Авторы откликнитесь! В принципе, это должна была бы сделать РШФ, но… "спасение утопающих дело рук самих утопающих". Прорвём круг информационной блокады!

С уважением, Игорь Георгиевич Сухин, науч.сотр. Института теории образования и педагогики РАО, suhin_i@mail.ru

Ответ В.А.Парфёнова: Спасибо большое, Игорь Георгиевич! Начнем прорывать блокаду. Один адрес я Вам уже укажу: СШ38 г. Ульяновска, занятия ведутся в начальных классах уже порядка 15 лет. Остальная информация приблизительная – уточню и пошлю мэйлом. Сегодня удалось выяснить, что и в Димитровграде (Ульяновская область) начали вести занятия в школе – уточняющая информация будет завтра.

ps Сегодня провел совещание с нашими тренерами из области – Вас знают, книги тоже известны!

 

03-06-2003. Тема: Опыт работы.

Иосиф Талин: Тов. Сухин, без самостоятельного освоения остаточно Общей Теории Управления утопающих не спасти. www.dotu.ru.

Ответ В.А.Парфёнова: Полагаю – слишком абстрактно!

 

05-06-2003. Тема: Шахматы – школе.

Сухин И.Г.: Большое спасибо за информацию о школе СШ38! 15 лет проведения шахматных уроков в начальных классах – это замечательно! А есть ли школы, в которых шахматы преподаются дольше (без перерыва)? Шахматные педагоги откликнитесь!

 

Ответ В.А.Парфёнова: Кстати, Игорь Георгиевич! Вопрос введения шахмат в школу подробно рассматривался на совещагии ФШП в середине января т.г. в Самаре. Не смотрели материалы?

 

06-06-2003. Тема: Шахматы – школе.

Сухин И.Г.: К сожалению, так не смог разыскать в Интернете подробной информации о совещании в Самаре по теме школьных шахмат. Поисковые системы несовершенны. Зато "набрёл" на информацию о новом шахматном учебнике в Ваших краях. Вот издательская реклама: "Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы – Ульяновск: УлГТУ, 2002г. – 96с. Цена: 50р. В учебном пособии мастера ФИДЕ Габбазовой А.Я. в простой и доступной форме излагается начальный курс обучения игре в шахматы. В основу книги положена авторская методика преподавания шахмат в физико-математическом лицее №38 г. Ульяновска. Кроме теоретического материала книга содержит многочисленные примеры, упражнения и творческие задания. Для школьников, тренеров-преподавателей, а также всех желающих научиться играть в шахматы самостоятельно" (http://venec.ulstu.ru/shop). Эта информация достоверна?

Ответ В.А.Парфёнова: Про совещание в Самаре есть у меня общая информация – от 26.01.03. Информация об учебном пособии Габбазовой Асыл Якуповны достоверна – есть у меня на сайте http://simbirskchess.al.ru/news2002/0205151.htm. У нее есть мэйл – перешлю.

 

30-06-2003. Тема: Шахматы – школе.

Сухин И.Г.: 25 июня 2003 года я обратился в дирекцию РШФ с сообщением о факультативном шахматном курсе. Хочется подчеркнуть, что Вице-Президент РШФ Евгений Вениаминович Елецкий внимательно меня выслушал и предложил написать в РШФ соответствующее письмо. Это письмо я передал ему 26 июня 2003 года. Так как оно должно представлять несомненный интерес для российских школ, в которых с нового учебного года в начальных классах вводятся уроки шахмат, то имеет смысл привести его здесь полностью.

Российской шахматной федерации

О факультативном курсе “Шахматы – школе”

Благодаря инициативе Министерства образования РФ, в России уже с 1993 г. шахматы включены в сетку уроков (как факультатив), и шахматные программы для начальной школы с 1996 года приводятся в каждом сборнике министерских программ. И программы эти подкреплены обязательными красочными учебниками и пособиями для учителей (этого пока нет ни в одной другой стране мира).

Для директора школы основной нормативный документ – “Программы общеобразовательных учреждений”. “Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы” есть в каждой школе и издавались “Просвещением” в 1996, 1998, 2000, 2001, 2002 гг.; в каждом из этих сборников есть курс “Шахматы – школе”. С министерскими шахматными программами можно познакомиться также на Интернет-страницах http://suhin.narod.ru/chessprogr1.htm и http://suhin.narod.ru/chessprogr2.htm, объяснительная записка к курсу http://suhin.narod.ru/chessfak1.htm.

В каких министерских приказах упоминаются наши пособия и учебники? Приведу некоторые из последних: Приказ Министерства образования № 3135 от 21.12.98 “Перечень учебников и пособий, рекомендованных Министерством общего и профессионального образования РФ на 1999/2000 гг.”, Приказ МО № 1428 от 29.12.99 “Перечень учебников и пособий, рекомендованных МО РФ на 2000/2001 гг.”, Приказ МО от 2001 г. “Перечень учебников и пособий, рекомендованных МО РФ на 2001/2002 гг. (приложение 2)”, Приказ МО РФ №104 от 17.01.2003 “Дополнение к Перечню-каталогу учебно-методических изданий на 2002/2003 учебный год”.

Ранее РШФ почти на 100% ориентировалась на спортивную составляющую шахмат, – хотелось бы хотя бы на 5% ощутить поддержку (хотя бы информационную) общеразвивающего направления (линия Сухомлинского) не только от Министерства образования (она уже есть!), но и от РШФ.

И.Г.Сухин, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, член Союза писателей, направление "Шахматы – школе", автор шахматных учебников и пособий "La bolsita magica del ajedrez. El ajedrez para los mas pequenos" (с предисловием Г.К.Каспарова), "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет", "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны", "Шахматы, первый год, или Учусь и учу", Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”, "Удивительные приключения в Шахматной стране", "1000 самых знаменитых шахматных комбинаций" и др. Электронная почта: suhin_i@mail.ru.

http://suhin.narod.ru. Телефон в Москве: 966-79-48.

Ответ В.А.Парфёнова: Игорь Георгиевич! Судя по приведенному письму (логично, обосновано, доказательно) полагаю, что Вас пригласили на Исполком и внимательно выслушали? Или пригласили на первое заседание обновленного ДЮК? Союз двух организаций (общественной и государственной) это же интересно и полезно!

 

02-07-2003. Тема: Шахматы – школе.

Сухин И.Г.: Владимир Алексеевич, Вы совершенно правильно расставили акценты: “Союз двух организаций (общественной и государственной) это же интересно и полезно”! К сожалению, вот уже более 10 лет, как нарушены связи между МинОбразования и РШФ. В конце 80-х в ШФ СССР существовала специальная комиссия “Шахматы – школе” во главе с доктором п/н академиком Б.С.Гершунским. В те годы контакты ШФ и МО были. Но после развала СССР наша комиссия “канула в лету”. И всё же посеянные зёрна дали хороший урожай: МинОбразования признало необходимость шахматных уроков в начальной школе (пусть и в виде факультатива). В результате на сегодняшний день мы имеем важнейшие министерские документы, посвящённые шахматам, официальные “загрифованные” программы и учебники. Причём все эти документы и другие материалы способны привести под знамёна РШФ (и уже приводят) всё новых и новых детей-шахматистов. Казалось бы, одного этого факта достаточно для того, чтобы РШФ больше внимания проявила к контактам с РАО и МО. Но пока почему-то не получается. В РШФ пока нет подразделения по контактам с МинОбразования, такого как упомянутая комиссия “Шахматы – школе”. Ближе всего, по идее, ДЮК, с бывшим председателем которой В.А.Пожарским с конца прошлого года было достигнуто полное взаимопонимание (Виктор Александрович лично прислал мне в Москву сборник Трудов конференции тренеров в Дагомысе!)

 

04-07-2003 Тема: Шахматы – школе.

Школьный учитель: Вопрос: И. Сухину: "Где ты раньше был? Целовался с кем? :-)" Откуда неожиданная активность и поиск контактов с ДЮК РШФ. Шахматы в школе введены аж с 1996 года. Где Вы были господин Сухин долгие семь лет? И Министерство образования? Куды оно смотрело?

 

Ответ В.А.Парфёнова: Просьба: вести себя почтительно. Вопрос оставляю исключительно для ответа – мне и самому интересно.

 

05-07-2003. Тема: Шахматы – школе.

Сухин И.Г.: Вопрос Школьного учителя кажется логичным и совсем не обидный (почему бы и не пошутить?) Ответ совсем прост, и я уже писал об этом и ниже, и в гостевой Поволжья: только в ПОСЛЕДНЕЕ время РШФ сама стала проявлять интерес к контактам с МинОбразования. И интерес двоякого свойства: 1) РШФ просит и получает средства для проведения детских соревнований; 2) РШФ собирается просить МО о введении шахматного факультатива в начальной школе. Но факультатив уже есть! Об этом я и информирую. Причём мне и моим коллегам почти не в чем себя упрекнуть – в педагогической прессе нами опубликовано много статей на эту тему (см. раздел публикаций моего сайта). Я выступал с докладами на ВСЕХ тренерских конференциях 1988-2000, организованных как РАО, так и АШШК А.Н.Костьева, которые проходили в Москве. Откликнулись мы и на призыв ДЮК в 2002 году послать свои доклады в Дагомыс для сборника Трудов. Мой доклад опубликован (он первый в разделе, и приведён также на моём сайте), а доклад А.А.Тимофеева, к сожалению, исключён из сборника (в связи с ограниченным объёмом книги). Нами направлены статьи и в центральные шахматные издания, в ближайшее время ждём публикаций. Перед Исполкомом мне удалось прочитать обстоятельную статью одного из моих коллег, которую он передал в “Шахматную неделю” – в ней всё по делу. Жаль, что эта статья великовата для газеты, но в ней нет ничего лишнего. Да и упрёки Российской Академии образования и МО несправедливы. С 1993 года директивные документы, касающиеся шахмат, исходили из Отдела начальной школы. Теперь же к проблеме по личному указанию министра подключено Управление дополнительного образования детей и молодёжи. К примеру, 15 ноября 2002 года, благодаря инициативе А.Е.Карпова, в Министерстве образования (по линии Управления дополнительного образования детей и молодёжи) состоялся "круглый стол", посвящённый вопросам шахматного образования в России. На нём присутствовали шахматные методисты, учителя, и ведущие сотрудники МО. По его результатам был создан координационный совет (но официальный приказ пока не издан), и МО приступило к разработке новых нормативных документов, посвящённых развитию шахматного образования в России. Среди рассматриваемых вопросов: 1. Какова на Ваш взгляд цель шахматного образования детей в системе образования? 2. Насколько необходимо в современной общеобразовательной школе обучение шахматам? 3. Ваша оценка перспектив развития "шахматного всеобуча"? 4. Как организовать переподготовку кадров для общеобразовательной школы? Среди первоочередных мер: 1. Разработать и утвердить приказ Минобразования России "О развитии шахматного образования в системе образования РФ". 2. Создать в 2003 г. опорные общеобразовательные учреждения по шахматному образованию детей. 3. Разработать региональные программы подготовки и переподготовки кадров педагогов, работающих с детьми по программам шахматного образования. 4. Разработка современных средств обучения. 5. Провести совместно с Госкомспортом РФ и Российской шахматной федерацией серию совещаний-семинаров по проблемам шахматного образования (с управленцами, руководителями учреждений дополнительного образования детей, педагогами общеобразовательных учреждений, тренерами ДЮСШ и СДЮСШОР, домов и дворцов творчества) и др. (всего 12 пунктов). Впечатляет? Впечатляет!

Теперь отвечу на вопрос ведущего о распределении обязанностей среди Вице-Президентов: Женскую комиссию возглавила Г.Струтинская, куратор – В.Зубов. Председателем Тренерского Совета избран А.Быховский, куратор – С.Иваненко. Ассоциацию заочных соревнований возглавил С.Гродзенский, комиссию по композиции – Я.Владимиров. Эти комиссии будет курировать А.Селиванов. Комиссию ветеранов возглавил Е.Васюков. Куратор – В.Боваев. Председателем ДЮК стал Ю.Разуваев, куратор – В.Никитин. Создана комиссия по информатизации и компьютеризации, которую будет курировать В.Береснев. Работу по привлечению спонсоров возглавит С.Сердюков, а курировать работу с регионами будут Н.Ананьев, А.Терехин и В.Боваев. Дополнительную информацию по этому вопросу можно получить на сайте http://www.worldchessrating.ru/ и в газете “Шахматная неделя”. И в заключение – Школьному учителю: “Я ответил на все Ваши вопросы или нет?”

Ответ В.А.Парфёнова: Игорь Георгиевич! Спасибо – полно и исчерпывающе!

 

08-07-2003. Сухин И.Г.: Афанасию: Что касается моего сотрудничества с Академией Г.Каспарова, то это было давно: меня ПРИГЛАСИЛИ – я дал согласие. В результате в Испании вышла одна из моих книг (книжка-картинка "La bolsita magica del ajedrez. El ajedrez para los mas pequenos", 1992). Факультативный шахматный курс для начальной школы не имеет к ней никакого отношения.

 

13-07-2003. Тема: Юбилей ШФ.

И.Г.Сухин: Поздравляю Ульяновскую областную шахматную федерацию (старейшую спортивную федерацию области) с 60-летием! Уже первая информация, полученная из Ульяновска, свидетельствует о том, что юбилейные торжества начались с размахом. Праздничные мероприятия посетили и высокие гости из Москвы, и руководители области. Это несомненное признание той большой работы, которую за 60 лет провели руководители федерации, активисты шахматного движения и многочисленные любители древней игры. Удачи и новых свершений!

Москва, Институт теории образования и педагогики Российской Академии образования, И.Г.Сухин

15-08-2003. Тема: "Шахматы в школе" на заседании ДЮК.

Сухин И.Г.: Итак, то, что так долго ждали, свершилось. 14 августа 2003 года в ЦДШ состоялось заседание российской ДЮК. О дате, времени и примерном составе комиссии я узнал из оперативной гостевой сайта Шахматной федерации Поволжья (спасибо). Самое смешное, что все мои попытки утром 14 августа связаться с РШФ по контактным телефонам для уточнения времени заседания не увенчались успехом – ни один из телефонов не отвечал. Поехал наудачу и не пожалел. Ровно в 14.00 заседание началось. Кто был? Я лично знаю далеко не всех, поэтому прошу простить за возможные неточности. В зале присутствовало 19 человек, но членов комиссии было примерно 10. Вначале зарегистрировались: Мазья Александр Григорьевич, Чунаков Валерий Степанович, Мочаров Григорий Николаевич, Цой Вячеслав Дмитриевич, Дубов Эдуард Львович, Стецко Олег Владимирович, Быховский Анатолий Авраамович, Белавенец Людмила Сергеевна, позже подошёл сам Грищук и ещё кое-кто. Первое же сообщение Юрия Сергеевича Разуваева было очень интересным. Он сообщил, что только что дал согласие участвовать в работе комиссии Сергей Владимирович Барканов, Советник Министерства образования. Это уже хорошо, ведь по поручению Министра образования В.М.Филиппова, С.В. Барканов с сентября 2002 года, кроме других направлений Управления дополнительного образования, курирует и шахматы. 26 сентября 2002 г. С.В. Барканов прислал мне письмо, касающееся перспектив развития Шахматного всеобуча в России, предварив его такими словами: "Уважаемый г-н Сухин! Высоко оценивая Ваше творчество и активность в плане пропаганды шахмат как учебной дисциплины для массовой школы был бы ВЕСЬМА ПРИЗНАТЕЛЕН в соответствии с поручением Министра В.М.Филиппова если бы Вы ответили на несколько вопросов…". Я уже писал, что в ноябре 2002 по инициативе С.В. Барканова в МО состоялся "круглый стол", посвящённый вопросам шахматного образования в России. На нём присутствовали не только шахматные методисты, но и ведущие сотрудники Министерства. К сожалению, многие решения принятые по результатам "круглого стола", до сих пор не внедрены в жизнь. Быть может, теперь дело сдвинется с мёртвой точки? Далее были согласованы сроки проведения различных соревнований в 2003-2004 гг. и слово взял В.С.Цатурян (автор прекрасных статей по теме "Шахматы в школе" на сайте www.WorldChessRating.ru, и автор методических рекомендаций по проведению уроков шахмат в общеобразовательной школе – "Шахматы в школе", М.: 2003). Он сообщил много интересного об идее возобновления "Белой ладьи" (подробнее он даст об этом информацию сам) и обратил внимание на важность развития направления "Шахматы в школе", особенно начальной школе. Далее он посоветовал ДЮК выбрать один из регионов России, где наиболее качественно проводятся уроки шахмат в школе, как базовый. В ответ на это Юрий Сергеевич Разуваев заметил, что участок работы "Шахматы в школе" очень важный, сложный и ответственный. Здесь слово взял я, представился (раздались голоса: "Знаем"), и вкратце рассказал о работе МО с 1993 по 2003 гг. по внедрению шахмат в жизнь школы и о своём официальном школьном курсе "Шахматы – школе". Не буду повторяться, посетители гостевых Ульяновска и Поволжья об этом знают. Всё это было нормально воспринято членами ДЮК и его председателем. В ответ Ю.С.Разуваев заметил, что и проведение ряда детских турниров под патронажем Министерства образования очень важное дело. Я согласился. Из следующих выступлений чрезвычайно важным представляется сообщение Валентины Алексеевны Кузнецовой об идее создания (на базе "Шахматной недели"?) Агентства Шахматной Информации (с использованием спутника)…

 

Интернет-статья В.А.Парфёнова –

Фурор Сухина!
01.09.03

Сегодня завершилась первая сессия проблемных курсов подготовки руководителей кружков, учителей и тренеров по шахматам (проходила 30-31 августа). И эта сессия удалась!!!

Внимательный читатель помнит, что с аналогичным заголовком была опубликована информация о семинаре судей в Ульяновске, который провел И. А. Верещагин в феврале прошлого года (да и в мае этого года эффект был приличный – хотя шахматисты уже были наслышаны о нем и готовились!). Его выступление было воспринято буквально на "Ура"!

Аналогичная история произошла и с Игорем Георгиевичем Сухиным – научным сотрудником Института теории образования и педагогики РАО из Москвы, автором более чем полусотни учебников и других методических разработок, который любезно согласился приехать в Ульяновск и встретиться с нашими людьми, двигателями шахмат в школах и секциях.

И беседы получились и познавательными, и полезными, и результативными (о первом результате можно будет сказать уже в конце настоящей статьи!). Я не оговорился – Игорь Георгиевич не читал лекции, а именно БЕСЕДОВАЛ со слушателями. И беседы были разноплановыми (но строго на шахматные темы!). Вот часть того, о чем говорилось: 1. Основные требования, предъявляемые к школьному учителю и тренеру. 2. О пользе шахмат для детей. 3. Возраст, в котором научились играть в шахматы некоторые выдающиеся шахматисты мира. 4. География Шахматного всеобуча в России и в мире. 5. На пути к созданию авторской методики обучения дошкольников 2-5 лет, элементы которой в дальнейшем были использованы и в материалах для начальной школы. 6. Книга "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет", 1994, как результат обработки передового опыты преподавания шахмат. 7. Особенности обучения шахматам "шустриков" и "мямликов". 8. Книги "Приключения в Шахматной стране" (для 5-7 лет), 1991 и её переработка "Удивительные приключения в Шахматной стране" (для 5-8 лет) 9. Рекомендуемая последовательность выполнения большинства учебных заданий для детей 5-7 лет, и какие примеры подбирать. 10. О диафильмах "Приключения в Шахматной стране: Первый шаг в мир шахмат" и "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат" (Диафильмы были показаны. Понравились и взрослым!). 11. О деятельности А.Карпова и работе Академии Г.Каспарова и по популяризации шахмат среди детей. 12. Книги, необходимые шахматному учителю и тренеру. 13. Министерство образования России и шахматы: история становления курса "Шахматы – школе", действующая документацией для школ, официальные программы, номера министерских приказов, посвящённых шахматам, информация о круглом столе состоявшемся в 2002 году в Министерстве и посвящённого путям развития Шахматного всеобуча. 14. О программе "Шахматы, первый год", учебнике для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (Обнинск: Духовное возрождение, 1998) и пособии для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу" (Обнинск: Духовное возрождение, 1999). Конкретные дидактические задания цикла "Шахматы, первый год" и методика их проведения. 15. О программе "Шахматы, второй год", учебнике для 2 класса "Шахматы, второй год, или "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" (Обнинск: Духовное возрождение, 2003), и пособии для учителя "Шахматы, второй год, или Учусь и учу" (Обнинск: Духовное возрождение, 2003). Конкретные дидактические задания цикла "Шахматы, второй год" и методика их проведения. 16. О программе "Шахматы, третий год". 17. Шахматный цитатник: выбор хода, о шахматных книгах и изучении партий, о поражениях и ошибках, с кем играть, как играть, как изучать шахматы, сколько времени нужно чтобы добиться мастерства, что нужно для успеха, как играть в худших положениях, как играть в лучших положениях, как играть в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, о сравнительной силе фигур и их свойствах, о значении центра, о комбинациях, что важно знать начинающему шахматисту, время шахматного старта. 18. Построение дебютного репертуара: Советы тренеру (для разрядников). 19. Задачи из подборки "Копилка шахматных чудес". 20. Одна из основ тренерской работы: тщательный подбор тактических примеров, предлагаемых на занятиях. Опровержения всемирно известных комбинаций, альтернативные решения (на примере книги "1000 самых знаменитых шахматных комбинаций"). 21. Толковый словарь шахматиста: немного юмора. 22. Как работать над шахматами: по книгам Суэтина, Котова, Дворецкого. 23. Применение занимательного материала: викторины. 24. Фрагменты уроков: а) Как появилась шахматная доска, б) партия-повторюшка, в) вместе с Гарри Поттером, г) стихи о начальном положении и шахматной нотации... И т.д.

28 руководителей шахматных кружков, учителей, тренеров по шахматам со всех уголков области (из Ульяновска, Димитровграда, Майны, Старой Майны, Сурского, Радищево, Мелекесского района – п. Новоселки) прибыли в Ульяновск (большинство за свой счет!!!) и не ошиблись – Игорь Георгиевич увлек педагогов и негромким голосом вел за собой аудиторию – был слышен даже шорох переворачиваемых листочков. Вопросы ведущему задавались и в процессе собеседования, и в перерывах, и в конце рабочего дня (мои сочувствия Игорю Георгиевичу – чувствую, что его прилично вымотала поездка к нам! Вопросы сыпались и задавались даже при проводах гостя уже в трамвае...). Но здесь просматривается "вина" двух сторон – и слушатели оказались настоящими фанатами шахматного дела!

Игорь Георгиевич предоставил возможность высказаться и поделиться своим опытом и слушателям. Особый интерес вызвало выступление Александра Владимировича Благодарного, который еще несколько лет назад взял за основу для своей работы методические разработки И.Г. Сухина (и результат был – его ученик в 14-летнем возрасте стал чемпионом Ульяновской области среди мужчин!!! Это достижение достойно книги рекордов Гинесса), Анатолия Мироновича Гайнуллина (ведет шахматы в начальных классах уже полтора десятка лет), Виктора Геннадьевича Минеева, Владимира Юрьевича Голубева и других. Выступления были интересными – обратная связь она полезна для всех.

А предварили выступление И.Г. Сухина вступительное слово председателя ОШФ Парфенова В.А., который ознакомил присутствующих с целями и задачами данных курсов, познакомил с организационными моментами, начальника отдела Главного управления образования Ульяновской области Сафоновой Л.П., которая выразила надежду, что данные курсы станут переломными и шахматы активно начнут вводиться в учебный процесс школ, приветствовала присутствие в аудитории пятикурсниц педагогического университета, сравнила шахматы с математикой, которые дисциплинируют мышление школьников. Любовь Петровна подчеркнула особую пользу шахмат для младших школьников. Кстати, в ходе общения с гостем созрела идея создать областную очно-заочную шахматную школу под юридической крышей Главного управления образования (по идеям Татарстана!).

И сегодня эта мысль нашла продолжение – директор Областного Дворца детского творчества Пчелкина Тамара Петровна поддержала идею и уже принято решение для этих целей переселить шахматную секцию Дворца в более просторное помещение для того, чтобы можно было расширить тренерский контингент! А это уже обнадеживает! Теперь очередь хода за Главным управлением образования.

Следует отметить существенный вклад комитета по физической культуре и спорту администрации Ульяновской области в проведенную сессию – они финансировали данное мероприятие. Конкретно этим занимался заместитель Председателя Ловыгин Николай Александрович. Огромное спасибо!

Не побоюсь повтора – сессия удалась! Более того – она стала настоящим СОБЫТИЕМ – обе стороны подготовились к встрече весьма неплохо. Не обошла вниманием прошедшее событие и пресса – "Ульяновская правда" своевременно информировала общественность о предстоящем событии, а "Союз патриотов" Ульяновска прекрасно осветил мероприятие на телевидении (уделили внимание целых 10 минут из своих 30!). Тоже огромное спасибо – все это "работает" на шахматы.

До новых встреч! Следующую встречу педагогическим коллективом шахматистов планируем провести в начале октября.

 

02-09-2003. Тема: Проблемные курсы руководителей кружков, учителей и тренеров.

Сухин И.Г.: Поезд Москва – Ульяновск доставил меня к месту назначения точно по расписанию 30.08.2003 в 08.43. А дальше: встреча, гостиница (номер люкс), телесъёмка, график работы, организация курсов – всё на высочайшем уровне. Представляю, насколько непросто было Президенту Ульяновской областной шахматной федерации Владимиру Алексеевичу Парфёнову и его заместителям оперативно решать все эти вопросы! Хочется особо подчеркнуть: подобные семинары обречены на успех только в том случае, когда все структуры власти прекрасно знают о том, насколько полезны шахматы для развития ребёнка. Именно такой замечательный сплав и есть в Ульяновске. Недаром самое непосредственное отношение к проведению курсов имели начальник отдела Главного управления образования Ульяновской области Любовь Петровна Сафонова (спасибо!), заместитель председателя комитета по физической культуре и спорту администрации Ульяновской области Николай Александрович Ловыгин (спасибо!), и ректор ИПК ПРО Татьяна Федоровна Есенкова (спасибо!) А затем закипела работа. В уютном, просторном помещении собрались почти все лучшие шахматные педагоги области. В своём вступительном слове я подчеркнул, что благодарен Шахматной федерации области за любезное предложение открыть серию семинаров (которую затем продолжат другие специалисты), и отметил, почему это очень и очень важно. Ведь на сегодняшний день в российских детских шахматах сложилась парадоксальная ситуация – руководство РШФ (да и ФИДЕ) на словах высоко оценивает важность продвижения общеразвивающего направления в шахматах, на деле же все 100 процентов внимания уделяет спортивному направлению. При этом на всех уровнях декларируется, что РШФ стремится к тому, чтобы Министерство образования включило шахматы в школьные программы… Однако, шахматы в России уже 10 лет в программе начальной школы!!! Почему информация не доходит до регионов? Кто виноват? В 80-е годы движение "Шахматный всеобуч" в СССР достигло невиданного размаха, постепенно сошедшего на нет. И вот теперь я рассматриваю семинар в Ульяновске, как символ возрождения шахмат, как предвестник новых побед отечественной шахматной школы. Завет В.А.Сухомлинского выполнен – шахматы вошли в жизнь начальной школы, есть программы, учебники и пособия. Они-то и были (кроме всего прочего) продемонстрированы на семинаре. Очень важным представлялось, не только показать готовые учебники, но и объяснить, почему именно такой подход к шахматам убедил Министерство образования включить шахматы в школьную программу. Семинар был неоднороден по квалификационному составу участников, но в работу были вовлечены все. И мне приятно, что слушатели решили все сложные задания, которые были им предложены. Слушателями и (приятно добавить) слушательницами были, в частности, самостоятельно найдены альтернативные пути к победе в позициях из партий ведущих шахматистов планеты. При этом, как и положено по штату, одним из лидеров был Президент федерации! Из участников семинара мне особенно запомнились своими ответами: Алексеев Евгений Владимирович, Акимов Геннадий Ильич, Руденко Валериан Теодорович, Нижник Владимир Иванович, Благодарный Александр Владимирович, Гайнуллин Анатолий Миронович, Никонова Ирина Анатольевна, Голубев Владимир Юрьевич, Гурьянов Альберт Константинович, Сойкин Сергей Максимович, Минеев Виктор Геннадьевич, Кривошеев Владимир Исакович, Сидоров Геннадий Григорьевич, Андреева Ирина Владимировна, Еремин Борис Николаевич, Козионов Михаил Александрович, Козионов Сергей Михайлович, Уманский Анатолий Яковлевич, Потапов Владимир Анатольевич, Горланов Ринат Насретдинович, Киряшин Виталий Анатольевич, Елеськин Владимир Евгеньевич, Габунов Фаиль Нургалиевич, Чекалин Александр Михайлович, Бондарева Елена Ивановна, Брежнева Елена Викторовна, Прохорова Юлия Юрьевна, Ермолаева Юлия Александровна. Меня поразило, что в Ульяновске знают мои книги, и кое-кто работает по моим методикам. Е.В.Алексеев не только помогал мне расставлять типичные позиции, но одним из первых давал верные решения. В.И.Нижник впечатлил обилием новаторских идей. А.М.Гайнуллин – огромным опытом работы в школе. А А.В.Благодарный – рефератом, достойным немедленной публикации (я думаю, это реально). Интереснейшая работа! Очень жаль (для меня и для всех), что на семинаре не смог присутствовать первый тренер самого Анатолия Евгеньевича Карпова Улюкин Геннадий Петрович (он отдыхал на юге). Очень понравились всем собравшимся выступления А.М.Гайнуллина, В.Ю.Голубева, А.В.Благодарного. Наибольшее впечатление на меня произвели слова А.В.Благодарного о том, что в одном из классов, с которым он занимался шахматами в начальной школе, "положительный эффект" сказался к 10 классу – учителя заметили, что этот 10 класс стал на уровень "выше", чем параллельный класс, где ранее не велись шахматные занятия. Отсюда вывод: директора школ не должны требовать от шахматной педагогов немедленной "отдачи". Эта "отдача" обязательно будет, но необязательно сразу!!! Два дня пролетели незаметно, и мне особенно приятно, что семинаристы, которые никуда не спешили (большинство было из других городов), остались продолжить общение почти до моего отъезда. Но всё рано или поздно кончается, В.А.Парфёнов и В.И.Нижник любезно проводили меня до поезда. В 18.30 поезд отправился в Москву, а я ещё долго был мысленно в Ульяновске – вспоминал острые вопросы, деловую рабочую обстановку, гостеприимное и радушное руководство УОШФ. До "отбоя" времени оставалось ещё много, и я раскрыл книгу В.А.Парфёнова "Некоторые данные по истории шахматной игры ульяновского любителя" (Ульяновск, 1996, 120 с.) Наибольшее уважение у меня вызывают книги с достаточно большим списком литературы, в пособии ссылки на целых 35 источников, собран и чётко структурирован уникальный материал по истории края, приведены партии моих новых друзей: А.М.Гайнуллина, В.И.Кривошеева, В.И.Нижника и других… А в Москве тем временем ожидала любопытная информация: во-первых, второе заседание Исполкома назначено на 24 сентября, а во-вторых… но подождём до двадцать четвёртого.

 

3. В “гостях” на сайте Шахматной федерации Поволжья (ведущий В.Н.Старцев)

 

Игорь Георгиевич! Извините, что пишу с большим опозданием, но сайт "Шахматы на Урале", в гостевой которого Вы сделали запись, с первого марта 2002 года не действует. Я сейчас веду сайт "Федерации шахмат Поволжья" (www.volgachess.ru). Там тоже имеется гостевая, но сайт несколько иной. Пользуюсь случаем сказать, что Ваша книга "Приключения в шахматной стране" служила мне верой и правдой на занятиях с малышами в 91-93 годах. Большое Вам спасибо. С уважением, В. Старцев, 21-12-2002.

 

№182 Автор: Гость. Тема: конференция тренеров

В Дагомысе прошла конференция тренеров. Можно ли получить тексты лекций? Задал этот вопрос на сайте РШФ, поддержал меня Игорь Сухин (спасибо ему!), но остальные – как рыба в пирожке. Может, Пожарский мог бы чего-нибудь сказать? 13.05.2003

 

№ 354 Автор: Сухин И.Г. Тема: О сайтах федераций.

В комментарии к сообщению №339 прочитал: "Насчет сайтов федераций… У нас их четыре: РШФ, Питер, Поволжье и Ульяновск. Все остальные поддерживаются энтузиастами". Неужели это действительно так? Кстати, ни на одном из сайтов я не нашёл достаточно большого количества ссылок на шахматные сайты (везде меньше 50). Подскажите самую большую коллекцию отечественных ссылок. Заранее благодарен.

Науч. сотр. Института теории образования и педагогики РАО, И.Г.Сухин. Сайт http://suhin.narod.ru эл. почта: suhin_i@mail.ru 04.06.2003

 

Комментарий В.Н.Старцева: Игорь Георгиевич! На домашней странице Д. Борисенкова (Воронеж) наиболее полная коллекция ссылок шахматного рунета http://www.relex.ru/~xuser/chess.htm. Если Вас интересуют ссылки на все шахматные сайты мира, то рекомендую зайти на сайт "Российские шахматы" (Б. Ешан) и посмотереть раздел "Ссылок". Игорь Георгиевич! Почему Вас удивляет, что большинство сайтов поддерживается энтузиастами? Если Вас интересует, где неплохо преподают шахматы детям дошкольного и младшего школьного возраста, специализируясь не на спортивном направлении (хотя очень хотят достичь результатов), рекомендую: "В городе Октябрьском ( Республика Башкортостан) шахматные уроки впервые были введены в расписание первоклассников в 88-м году. На базе новой средней школы №12 был открыт филиал шахматной школы РБ, который просуществовал 5 лет. В 1993 году филиал был реорганизован в самостоятельное муниципальное учреждение и была открыта Детско-юношеская спортивная школа по шахматам. Администрация города выделила для ДЮСШ №2 помещение в цокольном этаже 5-ти этажного дома по адресу: ул.Губкина-25. С тех пор шахматная школа является координационным центром шахматных мероприятий города. В 11 школах и 10 детских садах искусству шахматной игре обучаются 751 учащихся. В школе работают 12 тренеров-преподавателей. 5 тренеров-преподавателей имеют вторую квалификационную категорию, 3 – первую, 1 – высшую." Ирина Антоновна Волкова, директор ДЮСШ -2 по шахматам г. Октябрьского. раб. тел 34767(54503). В школе нет интернета, но есть неплохой коллектив тренеров преподавателей (в основном женщины), которые с удовольствием занимаются шахматами с малышами. Насколько мне известно, шахматы преподаются в большинстве детских садов города и, практически, во всех школах. Шахматная школа в этом году отметит свое 10-летие. В. Старцев

 

№ 359 Автор: Сухин И.Г. Тема: О сайтах федераций.

На комментарий к сообщению №354: Приятно было получить чёткий ответ! Может быть, кто-нибудь из старожилов шахматного Интернета его сможет дополнить? Очень интересна информация о г. Октябрьском. Подобный опыт надо поддерживать и пропагандировать (тем более, что в ДАННЫЙ МОМЕНТ в Министерстве образования РФ заинтересованы в этом)! Эх, жаль у них нет Интернета (без этого контакты нереальны). Отвечаю на Ваш вопрос: "Почему Вас удивляет, что большинство сайтов поддерживается энтузиастами?" Я по наивности полагал, что ВСЕ федерации имеют свои профессиональные сайты. 05-06-2003

 

Автор: Константин Качкин

Господа, боюсь повториться, но все же. В Дагомысе прошла конференция ведущих тренеров страны. Были напечаты их доклады. При этом рядовые тренеры на местах их так и не увидели. Вопросы: почему так произошло, есть ли перспектива?

 

Автор: И.Г.Сухин: К.Качкину: О докладах – отличный вопрос! Некоторые из них я нашёл в Интернете и вскоре дам прямые ссылки на страничке http://suhin.narod.ru/chessdagomys.htm 08.06.2003

 

№395 Автор: И.Г.Сухин. Тема: Шахматы – школе

Вчера с удивлением выяснил: РШФ не знает, что благодаря инициативе Министерства образования РФ в России уже с 1993 г. шахматы включены в сетку школьных уроков! Шахматные программы для начальной школы с 1996 года приводятся в каждом сборнике министерских программ (они переиздаются ежегодно). И программы эти подкреплены обязательными красочными учебниками для 1-го и 2-го классов и пособиями для учителей (этого пока нет ни в одной другой стране мира!) Шахматы уже присутствуют в сетке уроков наряду с математикой и русским языком! Впервые шахматные учителя выведены "из тени" и могут получать зарплату именно как учителя шахмат (хотя по старинке подчас получают её, как педагоги дополнительного образования)! Поэтому, не может не вызывать недоумения тот факт, что руководители шахматных федераций всех уровней до сих пор в СМИ предлагают: “Давайте включим уроки шахмат в школьную программу, сначала хотя бы в виде факультатива”. Именно в виде факультатива шахматы и включены в школьную программу с 1993 года. Здесь следует уточнить, что такое данный шахматный факультатив. Многие полагают по старинке, что это дополнительные занятия, проводимые после уроков. А на самом деле, факультативы нового поколения в начальной школе присутствуют не после уроков, а в сетке уроков наряду с математикой и русским языком. С 1993 года официально в начальной школе были выделены учебные часы для факультативов (2 часа в первом классе, 3 часа во втором и третьем классе). Учителям предоставлялся выбор (и представляется до сих пор) из факультативных курсов (“Введение в народоведение”, “Твоя Вселенная” и “Шахматы – школе”). Другое дело, что уроки шахмат проводят не в каждой школе, так как от директора зависит, будет ли в сетке занятий шахматный курс или, скажем, “Твоя вселенная”. При этом очень многие директоры школ хотят, чтобы у них в школах проходили уроки шахмат, но не хватает квалифицированных кадров. Но это уже другая песня. И всё же почему РШФ (и регионы) об этом не знают? Ведь сборник программ для начальных классов есть в КАЖДОЙ школе! А в каждом сборнике, соответственно, есть шахматные программы. Я не был в Дагомысе, но мой доклад по теме опубликован в Сборнике трудов (спасибо Гончарову и Пожарскому, что этот сборник издан). С контактными телефонами и мейлами. А на моём сайте выложены и программы, и фрагменты учебников, но звонят… только молодые родители (причём очень и очень многие). Вот кто действительно заинтересован, чтобы дети умели играть в шахматы (это же надо использовать)! Из руководителей федераций откликнулся только Владимир Алексеевич Парфёнов (Президент Ульяновской шахматной федерацией), и у нас состоялась конструктивная беседа! Неужели ВСЕМ непонятно, что при нынешнем витке развития шахмат необходимо уделить особое внимание занятиям шахматами в детских садах и общеобразовательных школах? Хорошо написал в Вашей гостевой Ю.Юняев (№382): “Для детей младшего возраста шахматы особенно важны, нарождающаяся личность нащупывает подходы к решению жизненных задач”. Спасибо, что на 7 съезде вспомнили о тренерах (Сборник трудов), но школьный шахматный учитель (а ведь каждый из них – творец!) опять-таки оказался забыт. До каких пор? РШФ молчит. Что скажут регионы? Хочется узнать Ваше мнение и вот по какому вопросу: 27 июня в Москве Первый Исполком РШФ (спасибо Вашему “Информатору”), имеет ли смысл подъехать туда и просто показать программы и учебники? Или это и в самом деле никому не нужно и не интересно?

И.Г.Сухин, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, член Союза писателей, автор многих шахматных учебников и пособий. Контактный телефон в Москве: 966-79-48.

20.06.2003.

 

Комментарий В.Н.Старцева: Уважаемый Игорь Георгиевич! Вы немного лукавите, говоря о том, что шахматы введены в сетку школьных уроков. Это, мягко говоря, не совсем так. Для директора школы важен, так называемый, образовательный стандарт. А шахмат в этом стандарте нет. С 1992 года в одной из школ г. Уфы в начальных классах был введен урок шахмат за счет дополнительного часа физкультуры. Был соответствующий приказ башкирского Министра образования. Но приказ носил больше рекомендательный характер. Об обязательном изучении шахмат речь даже не шла (и как я понимаю, не идет). И тут мы сталкиваемся с одной проблемой: любой чиновник (в т. ч. и директор школы) сделает то, что он лучше понимает, что ему проще и легче (выгоднее) исполнить. В национальных республиках этот час используется для изучения культуры и языка. Так что внедрение урока шахмат в школы – большая -пребольшая проблема. Я уже не говорю о кадрах (самая основная проблема), инвентаре и прочем. Инертность бюрократической системы образования (кадровый состав 75% женщины не имеющие понятия о шахматной игре) самый главный тормоз. Кстати, в Татарстане Президент М. Шаймиев поставил задачу познакомить с шахматной игрой всех школьников республики, но и это указание- пожелание уважаемого Президента исполняется с трудом.

 

№ 396 Автор: Юрий Юняев

Тема: Шахматный всеобуч. Что сначала – уроки или турниры?

Что, если начинать всеобуч не с уроков шахмат, а с игры? Разовые мероприятия все же легче, чем систематические. Проводить в начальных классах КАЖДОЙ школы выбранного региона В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ шахматные турниры (один-два раза в год), так сказать "нулевого уровня" – не спортивные, а, скорее, развлекательные, познавательные и для преподавателей. Сначала дать домашнее задание – приобрести комплект шахмат, познакомиться с правилами игры, далее "зачет". Может быть, сначала не всех детей вовлекать... На турнире сделать упор на этику поведения, на выполнение формальных процедур. Особое внимание на психологические эффекты побед и поражений, здесь нужна какая-то балансировка, специалисты подскажут. Методички, наверно, нужны в большей степени психологические, чем шахматные. По-моему, можно обойтись и без квалифицированного инструктора – найдется кто-нибудь из преподавателей или родителей, немного знающий предмет. Важно иметь часы, для детей это еще одна загадка, тайна, урок меры; дорого, но очень надо для успеха дела. Если Президент Шаймиев пожелал познакомить всех детей с шахматами, то он поможет обеспечить школы инвентарем. :-) 20.06.2003

 

№405 Автор: И.Г.Сухин. Тема: Шахматы – школе

Спасибо Юрию Владимировичу Юняеву (№396) и Владимиру Николаевичу Старцеву (комментарий к №395) за ответы. Юрий Владимирович высказал очень интересную идею реализации шахматного всеобуча, достоинство которой состоит в том, что она реальна и эффективна! Каждый из нас наверняка сможет припомнить немало примеров из своего детства, когда увлечение одного из друзей “зажигало” целый двор (дворовые турниры), целый класс. Если же этот процесс продуманно организовать сверху, то “из искры возгорится пламя”! Хотя лично я – сторонник урочной системы (я люблю, когда класс, затаив дыхание, ждёт продолжения “Приключений в Шахматной стране”, сопереживает герою сказки и помогает ему), но не могу не признать, что предложение Юрия Владимировича имеет хорошие перспективы. А вот фразу Владимира Николаевича: “Вы немного лукавите, говоря о том, что шахматы введены в сетку школьных уроков. Это, мягко говоря, не совсем так” я так и не смог расшифровать, хотя перечитал её несколько раз. Я же не писал, что шахматы в начальных классах стали обязательным уроком для всех школ. Я отметил, что шахматы стали обязательным уроком (в сетке занятий) для тех школ, руководители которых из нескольких факультативов нового поколения, остановили свой выбор именно на шахматах. Для директора школы основной нормативный документ – “Программы общеобразовательных учреждений”. Я не знаю состояние вопроса в регионах, но в Москве оно обстоит примерно так: кто-нибудь из педагогов предлагает директору отдать обязательный факультативный час шахматам. Директор раскрывает “Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы” (повторяю, они есть в КАЖДОЙ школе и издавались “Просвещением” в 1996, 1998, 2000, 2001, 2002 гг.; в каждом из этих сборников есть курс “Шахматы – школе”), убеждается, что такой курс есть и (при хорошем настроении) “даёт добро”. Замечу, что в последнем издании 2002 года (часть 2) на с. 370-392 приведены Программы трёх лет обучения шахматам, обеспеченные учебниками и пособиями для учителя, в которых подробно расписан каждый шахматный урок с вариантами. С министерскими шахматными программами можно познакомиться (и даже распечатать) на Интернет-страницах http://suhin.narod.ru/chessprogr1.htm и http://suhin.narod.ru/chessprogr2.htm объяснительная записка к курсу http://suhin.narod.ru/chessfak1.htm. Мне приятно, что уже пошли отклики. Например, Президент ШФ г.Тольятти спрашивает, где купить эти учебники. Отвечаю всем: издатель – Обнинск "Духовное возрождение" (на сегодняшний день изданы учебники для 1 и 2 классов и пособие для учителя для первого класса). Они с удовольствием вышлют (полагаю, могут и сами привезти, по крайней мере, в Москву они доставляют) в любой город нужное количество экземпляров. Вот их координаты: директор – Тамара Константиновна Фесенко, тел. в Обнинске 8 (08439) 972-30 и 8 (08439) 972-50. В каких министерских приказах упоминаются эти учебники? Пожалуйста: Приказ Министерства образования № 3135 от 21.12.98 “Перечень учебников и пособий, рекомендованных Министерством общего и профессионального образования РФ на 1999/2000 гг.”, подобный же приказ вышел на перечень 2001/2002 гг. (приложение №2) и 2002/2003 гг. А теперь о главном. Министерские программы написаны так, чтобы не сковывать инициативу шахматного педагога. В них даётся ПРИМЕРНАЯ тематика курса и ПРИМЕРНОЕ распределение программного материала. Поэтому педагоги имеют полное право менять последовательность тем и строить курс исходя из своего опыта! Можно даже перебрасывать отдельные темы из одного года в другой. На сегодняшний день практически каждый опытный педагог-творец преподаёт в школе по собственной программе и не нужно сковывать его инициативу. У каждого из них свой почерк, свой ключик к сердцам детей, и это прекрасно… Прошу прощения за то, что сейчас я не так оперативен в своих ответах, так как имею проблемы с выходом в Интернет – поставили Windows XP, а она “модему” не понимает, сколько драйверов не меняли. Эх!

24.06.2003

Комментарий В.Н.Старцева: Если же этот процесс ПРОДУМАННО организовать сверху, то “из искры возгорится пламя”! И. Сухин.

Игорь Георгиевич! Прежде всего, спасибо за подробный ответ. У меня тоже ХР и проблемы знакомы. Зато в дальнейшем (после решения всех проблем) данная ОС работает очень устойчиво.

По поводу непонятой Вами фразе о некотором лукавстве. Для родителей (детей), учителей и директора школы (и т.д.) ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ является то, что включено в образовательный стандарт. Факультатив, какие бы современные формы он не принимал, навсегда останется уроком второго сорта. Я специально не расшифровываю свою фразу о второсортности: все зависит от конкретных проблем (и людей)в конкретной школе. Тот, кто работал в школе, прекрасно понимает, о чем речь.

С чем бы я Вам посоветовал прийти на Исполком: 1. С четко озвученной позицией руководства Минобразования России, о том, что предмет "Шахматы" будет включен в образовательный стандарт. 2. С программой реализации этой позиции Минобразования ( по годам) 3. С так называемым социальным заказом на реализацию этого проекта (сколько выделено средств для того, чтобы это процесс ПРОДУМАННО организовать сверху). 4. Какую практическую помощь хотело бы получить Минобразование от такой организации, как РШФ.

В 1992 -94 годах в СШ№16 г. Уфы во всех начальных классах были шахматные уроки (за счет средств школы и РДЮСШ по шахматам МНО РБ). Уроки были вставлены в сетку часов. Практически во всех классах имелся инвентарь (часы, шахматы, дем. доски). Была одна единственная проблема: уговорить преподавателей начальных классов вести эти уроки. Директор был двумя руками "за". Летом 1992 года я провел курсы подготовки (на основе Вашего пособия и книги Н. Журавлева "В стране шахматных чудес" + сборник "Шахматы в школе"). Уговорил, подготовил. Занятия шли, но затем, по мере того, как дети проявляли (или не проявляли) свой интерес к шахматам, занятия сошли на нет. Кто из ребят хотел заниматься – ушел в ДЮСШ, но подавляющее большинство, ознакомившись с правилами, более интереса не проявляли. Думаю, что дело не в детях, а в учителях. Если учитель не ВЕРИТ, что предмет, который он преподает в будущем принесет пользу, нужен ребенку, развивает его, то ничего не получится. Поэтому, основная проблема кадровая, а более конкретно – проблема зарплаты. Увы, в большинстве своем люди, понимающие ценность шахмат как образовательного предмета, находятся вне системы образования или работают на спортивный результат. Пока эти люди не придут в школы, никакие методички и факультативы не помогут изменить ситуацию. Попытка опереться в данном вопросе на энтузиастов обречена на неуспех. С уважением, В. Старцев

 

№407 Автор: И.Г.Сухин. Тема: Факультативный курс есть!

Прекрасный комментарий к №405!Пока мне сказали, что слово на Пленуме предоставлено не будет, но к следующему Пленуму я могу изложить свои соображения в письменном виде. Это реальность (“пишите письма мелким почерком”). Но реальность и то, что уже с сентября 2003 года в ряде начальных школ РФ (Тольятти, Вологде и др.) впервые будут присутствовать шахматы, как урок, и им, как и многим другим, нужна информация. Конечно же, всё решают кадры, и очень жаль, что эксперимент в Уфе в 1992-1994 гг. не увенчался успехом. Частично это связано с тем, что тогда ещё не существовало учебно-методического комплекта, который имеем сейчас. Но, конечно же, педагог должен быть увлечённым человеком! Иначе, беда. Основа основ – адекватная оплата труда шахматного педагога, это бесспорно. И всё же именно благодаря энтузиастам в России сделано очень многое, личность решает всё! Я согласен почти со всем, что написано в комментарии. Но суть вопроса не только в том, что делать дальше, но и в том, что шахматная общественность не знает того, что сделано. В ряде газет указано, что на 7-ом Съезде в Дагомысе (2003) зал БУРНЫМИ АПЛОДИСМЕНТАМИ приветствовал предложение руководителей РШФ “обратиться в Минобразования по вопросу введения шахматного факультатива”. НО ВЕДЬ С МОМЕНТА ВВЕДЕНИЯ ШАХМАТНОГО ФАКУЛЬТАТИВА В РОССИИ ПРОШЛО УЖЕ 10 ЛЕТ!!! Это очень больно! Но бурные аплодисменты не только огорчают (не знают!), но и радуют (выходит, есть интерес и интерес преогромный!) И всё же руки опускаются – 10 лет существования факультатива, и за все 10 лет ни одного звонка из РШФ. Это тем более странно, что я не прошу ни денег, ни помощи, я просто выполняю свою работу методиста… Всё это очень печально… И 10 лет я повторяю, что открыт для сотрудничества (что отметил и в своей статьей в сборнике Трудов конференции тренеров в Дагомысе), открыты все мои координаты, контактный телефон: 966-79-48. 25.06.2003

 

№408 Автор: В.Н.Старцев. Тема: Шахматы – школе

Игорь Георгиевич! Фактически Вы пишете о том, что "де юре" факультатив имеется, а делегаты дали понять, что "де факто" его нет. Мне совершенно непонятно Ваше удивление по поводу того, что шахматная общественность не знает о возможности введения факультатива в школе. Здесь удивляться нечему. Связь между Министерством образования и РШФ реально отсутствует. Между Госкомспортом (как Российским так и на местах) и Министерством образования существуют межведомственные трения (примеров сколько угодно). Но самое главное, в системе Минобразования отсутствует нормальное циркулирование информации. 10 лет работы в системе позволяют мне сделать подобное заявление. В РШФ имеются субъективные моменты: из моего выступления на съезде при редактировании в стенограмме убрали предложение об издании специализированного журнала (газеты), посвященного только детским шахматам (см. Шахматную неделю). Что это редакторская правка или защита собственных интересов? В Болгарии(!) такой журнал издается. Так и называется "Шахматы в школе". Проблем при введении урока шахмат в школе много, но все они решаемы. По сути, проблема одна. В России нет, условно говоря, координирующего центра по решению проблемы и серьезной (подкрепленной финансами) целевой программы. 25.06.2003

 

№ 409 Автор: Юрий Юняев Тема: Координационный центр

Могла бы подойти на роль координирующего центра Общероссийская Общественная Организация "Шахматные Надежды России"? Что думает об этом Президент Анатолий Николаевич Терехин? 25.06.2003

 

№ 474 Автор: В. Старцев Тема: Конференция в Дагомысе

В. И. Гончаров – издатель сборника "Первой российской конференции ...." любезно предоставил дискеты с трудами конференции. В ближайшие дни все материалы конференции будут опубликованы на нашем сайте.

12.07.2003 05

 

№ 477 Автор: Юрий Юняев

Тема: Шахматный всеобуч. Продолжение 396

Игорь Георгиевич Сухин, работающий в направлении "Шахматы – школе", сообщил, что МО приступило к разработке новых нормативных документов, посвящённых развитию шахматного образования в России и среди рассматриваемых вопросов: "Какова на Ваш взгляд цель шахматного образования детей в системе образования? Насколько необходимо в современной общеобразовательной школе обучение шахматам? Ваша оценка перспектив развития "шахматного всеобуча". Думаю, и без меня найдутся толковые люди, которые объяснят МО цели. Однако хочу обратить внимание на один аспект. Я сторонник шахматного всеобуча, но утверждаю, что недостаточно аргументов (и вряд ли когда будет достаточно) для введения шахматного всеобуча в том смысле, как предлагает И.Г.Сухин – шахматы как обязательный школьный предмет. В школьном образовании есть предмет "Физическая культура", но нет предмета "Игровая культура". А между тем, игра – не просто элемент человеческой культуры, а нечто большее, так как присутствует даже там, где культуры еще нет, более того, присутствует там, где и человека нет. Кажется, игра есть всюду, где есть элементы сознания. Как случилось, что ученые люди в системе образования не замечают этого факта или не придают ему должного значения? Шахматы есть частный случай игры, пример очень глубокий, удобный НЕ для преподавания самой игры, а для вовлечения детей в культуру, для формирования игровой культуры. Шахматы могут пока оставаться факультативом, игровая культура УЖЕ не может оставаться факультативом.

13.07.2003

 

№480 Автор: И.Г.Сухин. Тема: Шахматы – школе

Удивительное дело – живу в Москве, а самые оперативные и интересные новости узнаю из гостевой Поволжья! Только здесь можно узнать о точной дате нового заседания Исполкома РШФ и многое другое. Я это отметил не так давно в гостевой РШФ. Радует, что Ваш сайт поддержал мой почин (http://suhin.narod.ru/chessdagomys.htm), и тоже начал приводить прямые ссылки на интернет-странички с Трудами конференции в Дагомысе. Очень хорошо, что Виктор Иванович Гончаров (я с ним не так давно встречался в Москве и приобрёл его книгу “Очерки по шахматной педагогике” – очень много интересного!) предоставил Вам дискеты. Теперь можно надеяться, что шахматные педагоги получат доступ ко всем докладам, “стартуя” с Вашей странички “Публикации”. Теперь к сообщению №477 Юрия Владимировича Юняева. Как обычно, оно содержательно и интересно. Я согласен с тем, что вводить шахматы как обязательный школьный предмет рано, поэтому МинОбразования и сделало курс факультативным. Только при наличии ДОСТАТОЧНОГО количества педагогов, умеющих и любящих работать с детьми младшего возраста, можно говорить о введении шахмат, как обязательного предмета. Решить эту проблему можно единственным путём – если не шахматисты-разрядники будут учить детей (большинство из них не знает детской психологии и т.п.), а обычные учителя начальных классов освоят азы древней игры и станут преподавать шахматы детям. При этом директивы “сверху” не помогут (отрицательный опыт такого внедрения есть), нужно, чтобы сами учителя начальных классов загорелись идеей. Именно для таких учителей и написан министерский шахматный курс. Не следует полагать, что данный курс сковывает инициативу педагогов-новаторов. Сам факт наличия шахматного курса в сборниках министерских программ, является прекрасным формальным поводом для проведения шахматных уроков в начальной школе, даёт юридическую основу. Многие педагоги работают по своим шахматным программам, утверждённым в рамках района, школы и т.п., и в этом нет ничего плохого. Дорогу осилит идущий! 15.07.2003

 

№ 482 Автор: Юрий Юняев: Шахматы – школе. Продолжение 477

Игорь Георгиевич, спасибо за теплые слова. Сначала улыбка. Представляю себе сообщение в ленте новостей какой-нибудь провинциальной газеты: – Многолетняя борьба инициативной группы шахматистов-пенсионеров за прекращение поборов с детей закончилась успешно – городской шахматный клуб закрылся из-за нерентабельности и долгов. Теперь в помещении клуба будет игровой компьютерный салон (цены умеренные). Инициативная группа начала борьбу за открытие клуба. В школах города введен шахматный всеобуч. Теперь присвоение разрядов, а также вручение призов будет происходить без турниров по результатам годовых экзаменов. Теперь о невеселом. Я не работаю непосредственно с детьми, мой интерес к этой теме и готовность помогать порождаются болью. Поясню. Один из моих друзей, Ренат Еникеев, ночью увидел мальчика лет 13-14 в бессознательном состоянии, поднял его, поискал в карманах варежки (был мороз 10 градусов), но нашел только пачку каких-то таблеток. Позже у врача скорой помощи, увидевшего эти таблетки, глаза стали круглыми. Размышляя о том, что же нужно сейчас делать, всякий раз прихожу к выводу: нужно учить детей играть, и более – втягивать в игровую культуру на всю жизнь. Должна быть создана и материально обеспечена непрерывная цепочка: младшие – старшие – взрослые – ветераны. Всякий, кто пожелает принять участие в турнире, должен иметь такую возможность. Поэтому государство обязано по-новому взглянуть не только на школы, но и на клубы. Дальше просто масса вопросов. Почему государство уделяет такое большое внимание спорту высших достижений, но не контролирует даже минимальные потребности ИГРОВОГО ДОСУГА населения? Почему в этой области все отдано на откуп коммерческим структурам, которые ориентируются на состоятельных посетителей? Куда подевались социальные нормы (столько-то клубов на такое-то к-во населения)? Кто-нибудь вообще курирует социальный аспект шахмат? Почему шахматная клубная работа выпала из сферы внимания государства? Кто должен защитить шахматный клуб от закрытия или перепрофилирования? 15.07.2003 .

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/spor.htm

© 2003-2006 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz