Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

Круглый стол "Непростой путь проявления одаренности у способных детей. Как научить ребенка не терять, а эффективно использовать и развивать свой потенциал", Москва, Федерация Интернет Образования, 28.04.2004, 15.00-18.30

(черновые заметки по горячим следам)

 

О данном мероприятии я узнал в этот же день в 12.00 из новостной строки "Российского образовательного форума". Об организаторе - Федерации Интернет Образовании - там было написано так: "Федерация Интернет Образования (ФИО) осуществляет бесплатное обучение педагогов информационным технологиям. Для этого создаются региональные центры Интернет - образования. В настоящее время в 42 центрах ФИО прошли обучение более 100 тысяч учителей. Деятельность организации отмечена на самом высоком уровне: авторскому коллективу ФИО под руководством ответственного секретаря Сергея Монахова присуждена премия Президента РФ в области образования за 2002 год". С помощью имеющейся там формы сразу же выразил сожаление о том, что на столь важное мероприятие не приглашено руководство комиссии "Шахматы и образование". Буквально через несколько минут раздался телефонный звонок, и руководитель проекта Тамара Борисовна Малых любезно предоставила мне аккредитацию. К началу успеть не удалось: предстояли важные встречи с секретарём ДЮК РШФ В.А.Пожарским и поездка в редакцию популярного журнала "Мурзилка", которому в эти дни исполнилось 80 лет. Прибыл только в 17.00 и убедился, что и впереди было немало интересного. Непосредственно о шахматах было сказано не так-то и много, но, если преломить многие проблемы к шахматам, то картина получается любопытная.

 

Итак, 28 апреля 2004 года сайт Родитель.ru организовал круглый стол "Непростой путь проявления одаренности у способных детей. Как научить ребенка не терять, а эффективно использовать и развивать свой потенциал". Обсуждение этой темы продолжило серию встреч представителей СМИ и ведущих специалистов, занимающихся научными исследованиями в области детской одаренности.

Темы круглого стола 28 апреля: 1. Почему способные дети не всегда могут реализовать свой потенциал? 2. Как выявить доминирующие способности ребенка? 3. Сложности обучения одаренного ребенка. 4. Как построить качественную массовую систему поддержки одаренных детей? 5. Как помочь общеобразовательной школе обучать одаренных детей? 6. Одаренные дети сельской школы – кто поможет современным Ломоносовым? 7. Необходимо ли учить чему-то особому одаренных детей?

Приглашённые на круглый стол: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, зав. лабораторией диагностики творчества Психологического института РАО; Ушаков Дмитрий Викторович, Вице-президент Европейского комитета по образованию одаренных детей и юношей при совете Европы (Евроталант); Войскунский Александр Евгеньевич, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией "Психологические проблемы информатизации" факультета психологии МГУ; Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией проблем развития одаренности Московского городского психолого-педагогического института; Бабаева Юлия Давыдовна, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ; Мелик-Пашаев Александр Александрович, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, зав. лабораторией психологических проблем художественного развития; Овчинников Владимир Федорович, директор ВЗМШ, директор физико-математического Лицея "Вторая школа".

Не смогли приехать на круглый стол или ушли до 17.00: Ященко Иван Валерьевич, директор Центра непрерывного математического образования; Агаханов Назар Хангельдыевич, кандидат физико-математических наук, доцент МФТИ, зам. председателя жюри Всероссийской математической олимпиады школьников, руководитель сборной РФ на международной математической олимпиаде, преподаватель ЗФТШ; Грабиленков Михаил Васильевич, Минобразования науки и образования РФ, и.о. заместителя начальника Управления развития и планирования научных исследований; Альминдеров Владимир Васильевич, Президент Международного интеллект-клуба "ГЛЮОН"; Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии развития; Калиш Ирина Викторовна, и.о. главного специалиста, Министерство науки и образования; Ильясов Ислам Имранович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики факультета психологии МГУ; Прутченков Александр Сергеевич, ведущий научный сотрудник государственного НИИ "Семьи и Воспитания", доктор педагогических наук, профессор, директор Лицея для одаренных детей.

Круглый стол состоялся по адресу: Малая Тульская улица, д. 59, в конференц-зале Московского центра Федерации Интернет Образования (второй этаж). Организатор круглого стола Тамара Борисовна Малых (malykhtb@fio.ru) - раб. тел: 954-62-84.

 

 

Что сказать о мероприятии в целом? Оно удалось. Тамара Борисовна собрала в этот день настоящих профессионалов, которые приоткрыли коллегам многочисленные аспекты проблемы одарённости. На вопрос: "Какова оптимальная система работы в школе с одарёнными детьми в РФ и за рубежом?", Д.В.Ушаков ответил, что такой работы в РФ нет, а за рубежом есть интересные модели (Вензулли? и др.) Он заметил, что если считать весь класс за 100% и посмотреть 5% лучших учеников и 5% худших (неуспевающих), то "разница в обучаемости составит в 8 раз". Что касается РФ, то нужны а) модель, б) её тиражируемость. Проблема вундеркиндов – хорошо ли это? Скорее плохо: формируются завышенные ожидания и т.п. Любопытен тезис Д.В.Ушакова о том, что у тех детей-вундеркиндов, которые реализовали себя в абстрактных предметах (математика и физика), много личностных проблем. А вот в неабстрактных – вроде как нет. Если преломить это к шахматам, то заставляет задуматься.

Д.Б.Богоявленская не согласилась, что "такой работы в РФ нет": "А свободное расписание?" Ю.Д.Бабаева подчеркнула, что в школах учителя боятся одарённых детей. Заметила, что "диагностика сейчас смотрит очень фрагментарно", хромает. Часто диагностика сводится только к тому, что поставят штамп и всё. Такая диагностика не нужна. Беда в том, что отечественное обучение немотивированное, а ведь это легко исправить. Также Ю.Д.Бабаева посетовала на изоляцию школ, каждая из которых "создаёт рай только у себя", а дети почти "нескоординированы". В школе одарённых ребят эксплуатируют только как "выставочный образец". А в вузах говорят "забудьте, чему вас учили в школе", т.е. детей очень долго учат не тому. В школах не нужно учить вузовские курсы, а стоит дать детям перспективу.

В.С.Юркевич посетовала, что с 17 века цели и задачи школы не изменились: качественные, систематизированные, глубокие знания. А ведь нужно развить возможности человека. Нужно заниматься способностями, научить самообразованию. (Вспомним о шахматах!)

Д.Б.Богоявленская сообщила, что диагностика учеников начальных классов в сельских школах показала – "мозги в детей великолепные", показатели выше, чем в городе. Поэтому движение компьютеров в село – замечательная вещь. Д.Б.Богоявленская не согласилась с методикой недавно обнародованных исследований детей разных стран, где РФ заняла одно из не престижных мест: "Задания были неадаптированными для россиян, непривычными и т.п."

Собравшиеся отметили ещё одну важную проблему (кстати, применительно к шахматами, озвученную недавно противниками всеобуча): "стоит ли давать детям мудрое, хорошее, если затем они окунутся в такую непростую жизнь". Как видим, это проблема всепредметная. Многие ссылались на недостаток информации буквально во всём. Полностью согласен, поэтому я в меру сил пытаюсь давать максимум информации, безусловно, в ущерб своей работе и интересам. Но я не хочу, чтобы шахматные педагоги также страдали от отсутствия информации, как раньше (впрочем, и теперь положение не лучше) страдал я сам!

Затем одна из сотрудниц журнала "Семья и школа" с огорчением сообщила, что её дочь учится по системе Занкова, но "учитель попался серый, и дети плачут". В частности, сейчас дети сами должны освоить 8 страниц учебника, а они не понимают. Заговорили о личности педагога, она определяющая. Хороший педагог важнее, чем хорошая учебная система. Д.В.Ушаков подчеркнул, что "нужно развивать способность мыслить, но как?"

Тут я вмешался в дискуссию. Шахматы – в числе эффективных средств! Возражать против шахмат никто не стал. Я обратился к Д.Б.Богоявленской: "Диана Борисовна, в конце 80-х гг. широко обсуждались перспективы преподавания шахмат в школах. Редакция "Учительской газеты" в те годы специально обратилась в Ваш институт, чтобы узнать Ваше профессиональное мнение по данному вопросу. Вы очень хорошо написали о шашках и шахматах. Не изменилось ли с тех пор Ваше мнение? Кстати, не все знают, что предмет "шахматы" официально в начальных классах РФ с 1994 года стал факультативом". Напомню, что ответ Дианы Борисовны можно найти на нашей веб-странице "О пользе шахмат". Вот фрагмент от 1990 года: "…Наряду с другими интеллектуальными играми, тренирующими мышление, память, внимание, эта игра является позиционной, т.е. она позволяет моделировать функцию установления отношений между элементами ситуации (условиями) и строить мысленную модель данной ситуации. Быстрота смены моделей, связанная с объективным изменением ситуации (ход) и с необходимостью видения различных структур в одной и той же позиции, - великолепный тренинг гибкости мышления. Необходимость прогноза (просчёта ходов) развивает планирующую функцию мышления. Неограниченная вариативность ситуации и необходимость быстрого принятия решения наиболее эффективно оттачивает процессы анализа и синтеза, качество которых классик советской психологии С.Рубинштейн отнёс к ядру умственных способностей человека. Но, кроме тренинга разных сторон мышления, игра в шашки и шахматы создаёт условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина. Необходимо отметить, что эти игры способствуют формированию многих качеств личности, например, таких, как, выдержка, воля и др., без которых невозможна продуктивная деятельность человека даже при наличии высоких умственных способностей. Шашки и шахматы являются хорошим тренингом мышления именно в силу того, что стимулируют его, не отягощая нас необходимостью специальных знаний, требуя лишь минимум - знания определённых правил… Особенно дорога ситуация свободы выбора, так как она обеспечивает в игре её внутреннюю мотивацию… Начинать первоначальное знакомство с основами шашек и шахмат можно в детском саду… Главное, чтобы шахматы помогали поднять общий интеллектуальный уровень школьников, необходимо прекратить ориентировать их на чисто спортивный результат, на выявление отдельных перспективных игроков, что принято в наших кружках и спортивных школах..." (Подробнее - см. "Учительская газета", 1990, №48). 28 апреля 2004 года Д.Б.Богоявленская снова отозвалась о шахматах, как об очень важном предмете, но указала, что начинать нужно с шашек, как с более простой игры. Я не согласился: "Шашки менее важная игра для детей, так как, помимо всего прочего, если в шахматах можно (порой) играть на основе общих соображений, то в шашках – нет, они слишком тактичны". Д.Б.Богоявленская: "Шашки проще, потому что у них только одно свойство; поэтому в 5-6 лет нужно изучать шашки, а уже потом шахматы. Шахматы слишком сложны для детей 5-6 лет". Я: "Ничего не имею против шашек, но для детей 5-6 лет ГОРАЗДО полезнее игра в шахматы на фрагментах доски: фигура против фигуры, например, ладья против слона на фрагментах 3 на 3 поля и 4 на 4 поля. Здесь хорошо отрабатываются и элементы централизации, и ограничения подвижности, и общее планирование, и поиск алгоритма. Ничего этого шашки дать не могут. На эту тему я написал в своё время книгу "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет". Д.Б.Богоявленская не знала об этой книге, спросив: "А где можно её купить?", затем согласилась с моим подходом, с моей идеей и намеревается обязательно её опробовать. После заседания мы с Д.Б.Богоявленской продолжили беседу на эту тему и вспомнили нашу последнюю встречу, состоявшуюся лет 15 назад. Очень интересен был обмен мнениями и с Тамарой Борисовной Малых. Позднее я посмотрел материалы веб-проектов Тамары Борисовны на сервере Федерации Интернет Образования, и почти все они меня чрезвычайно заинтересовали. Считаю весьма важным координировать работу совместно с данной Федерацией, имеющей огромный опыт распространения информации.

О данном мероприятии читайте также материалы на сайте ФИО - http://parent.fio.ru/news.php?n=28491&c=1431.

 

 

Факультативный курс "Шахматы – школе". Программа первого года обучения

 

Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы"

 

Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя"

 

Избранные страницы из пособия "Удивительные приключения в Шахматной стране"

 

Империя ссылок

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

 

На главную страницу

 

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/odar1.htm

© 2004 Сухин И.Г.

 

 

Hosted by uCoz